В прокат выходит 3D-притча Гравитация - философский блокбастер о терпящих бедствие астронавтах, сыгранных звездными Сандрой Буллок и Джорджем Клуни. Это космическое великолепие резонно рассчитывает на Оскар, - пишет Оксана Мамченкова в №39 журнала Корреспондент от 4 октября 2013 года.
Астронавт-новичок
Райан Стоун и космический ветеран Мэтт Ковальски чудом выжили после
столкновения их шаттла с обломками российского спутника, беспорядочно летающими
вокруг Земли. Впрочем, радоваться везению им некогда. Оказавшись в открытом
космосе и располагая крайне ограниченным запасом кислорода, астронавты
вынуждены в кратчайшие сроки найти способ вернуться домой.
Ночные кошмары
подобного содержания не раз мучили готовящихся к космическим миссиям офицеров
NASA. Для того чтобы реализовать на экране этот страшный сон, мексиканцу
Альфонсо Куарону потребовалось четыре с половиной года и $ 100 млн. В
результате получилась метафорическая 3D-картина Гравитация, повествующая о борьбе за жизнь, а также о
возможности переродиться, преодолев самые невероятные, на первый взгляд,
препятствия.
Оказавшись в открытом космосе и располагая крайне ограниченным запасом кислорода, астронавты вынуждены в кратчайшие сроки найти способ вернуться домой.
Зрителям еще
только предстоит оценить плод работы Куарона, несколько раз номинировавшегося
на Оскар и получившего награду за лучший сценарий
авторитетного Венецианского кинофестиваля. Украинский и мировой прокат ленты
стартует одновременно - 4 октября.
А пока успевшие
посмотреть фильм критики уже вынесли ему одобрительный вердикт. По данным
американского сайта Rotten Tomatoes, который отслеживает все отзывы на
киноновинки, 96 % рецензентов положительно высказались о свежей работе
режиссера. По их мнению, Куарону удалось сделать фильм, выходящий за рамки
привычного представления о кино на тему космоса.
Используя
сверхсовременные технологии, автор представил на суд аудитории настоящий
визуальный шедевр и не забыл при этом об интеллектуальной составляющей. Критики
восхищаются поэтичностью использованных спецэффектов, а также редкой для
нынешнего кино уместностью применения формата 3D.
“Больше всего
впечатляет в картине ее гипнотическая целостность”, - констатирует обозреватель
Оуэн Глайберман из профильного американского издания Entertainment Weekly.
Для того чтобы реализовать на экране этот страшный сон, мексиканцу Альфонсо Куарону потребовалось четыре с половиной года и $ 100 млн
Достоинства
картины дали экспертам основания утверждать, что у главного визионера
современного кинематографа, канадца Джеймса Кэмерона, снявшего
научно-фантастическую драму Аватар,
теперь в лице Куарона появился достойный конкурент.
Сам Кэмерон
незамедлительно выступил с оценкой произведения коллеги, заявив: “Это лучший
фильм, когда-либо снятый о космосе. Я очень давно мечтал увидеть нечто
подобное”.
Специалисты в
один голос хвалят и выдающуюся игру актеров. На протяжении всего фильма в кадре
их лишь двое - оскароносные американцы Джордж Клуни и Сандра Буллок. По мнению большинства, Буллок сыграла здесь одну
из своих лучших ролей.
Навстречу
мечте
В юности Куарон грезил
полетами в космос, но, узнав, что карьера астронавта требует поступления в
армию, отказался от мечты. Тогда он сделал выбор в пользу другого увлечения -
кинематографа, однако твердо решил когда-нибудь обязательно снять фильм о
космонавтах.
С тех пор режиссер успел
прославиться благодаря самому кассовому в истории мексиканскому фильму - И твою маму тоже (2001), а также снять третью часть поттерианы Гарри Поттер и узники Азкабана (2004). О данном себе обещании он вспомнил в 2009-м, когда его
сын Хонас пришел с идеей картины о путешествии через пустыню. В результате
небольшого мозгового штурма идея существенно трансформировалась, а пустыня
превратилась в Галактику. Спустя три недели у новоиспеченных соавторов уже был
готов сценарий Гравитации.
Приступить к съемкам в кратчайшие сроки помешало банальное отсутствие технологий, необходимых для достойного воплощения замысла.
Решившись на такой проект,
Куарон не представлял, насколько трудновыполнимой станет его реализация.
Приступить к съемкам в кратчайшие сроки помешало банальное отсутствие технологий,
необходимых для достойного воплощения замысла. С подобной проблемой столкнулся
и Кэмерон, впервые задумавшись об Аватаре
более 20 лет назад.
Проволочки, связанные с
поиском финансирования и разработкой оборудования, вынудили мексиканца
пересмотреть свои планы и насчет актерского состава. Главными кандидатами на роли
астронавтов в космической притче были голливудские звезды Анджелина Джоли и
Роберт Дауни-младший. Ограниченный бюджет и несогласованность графиков
заставили стороны отказаться от сотрудничества. А в качестве достойной замены
подоспели Буллок и Клуни.
Куарон признается, что
подготовительный этап работы над картиной оказался одним из самых тяжелых
периодов в его жизни - он совпал в мировым финансовым кризисом, когда студии не
спешили тратиться на рискованные проекты, делая ставку на сиквелы успешных
экшенов. У Буллок были свои проблемы: едва получив долгожданный Оскар - за роль в спортивной драме Невидимая сторона (2009),
актриса узнала об изменах мужа и начала бракоразводный процесс.
Главными кандидатами на роли астронавтов в космической притче были голливудские звезды Анджелина Джоли и Роберт Дауни-младший
“Когда мы [с Буллок] встретились в первый раз, мы говорили не о космосе, не об
экшен-фильмах, но о самых страшных вещах, которые мы переживали в жизни”, - вспоминает
режиссер момент, ставший началом их совместной работы.
Актриса, в прошлом занимавшаяся
танцами, идеально подошла на роль еще и потому, что была в отличной физической
форме. Съемки в Гравитации
требовали выносливости и хорошего владения
своим телом.
Однако визуальная
составляющая картины получилась настолько непростой, что, даже подписав
контракты с актерами и решив вопрос с техникой, Куарон не мог тут же взяться за
съемки. Лишь сделав предварительно полную мультипликационную версию фильма и
просчитав с точностью до миллиметра каждое движение камеры, команда отправилась
на площадку.
Дело
техники
Если бы случайный прохожий попал
на съемочную площадку Гравитации, он вряд ли догадался бы, что именно ему посчастливилось
наблюдать. Съемки выглядели нестандартно даже по меркам картины, предполагающей
обильное использование компьютерной графики.
Каждый день актеров
помещали в небольших размеров замкнутые кубические конструкции, к внутренним
стенкам которых крепились многочисленные лампочки. Такой ход придумал оператор Эммануэль
Любецки, обладатель премии BAFTA и награды Венецианского кинофестиваля, чтобы
добиться эффекта космического сияния. Камеры снимали актеров через небольшие
отверстия в этих конструкциях.
На то, чтобы занять в кубе необходимое
положение, уходило так много времени, что Буллок даже решила оставаться там в
перерывах между дублями. Теперь актриса вспоминает часы, проведенные в
крошечном помещении в полном одиночестве под подобранную Куароном музыку, как один
из самых необычных и важных опытов в жизни.
Каждый день актеров помещали в небольших размеров замкнутые кубические конструкции, к внутренним стенкам которых крепились многочисленные лампочки
Замкнутым в ограниченном пространстве
актерам приходилось нелегко, о чем свидетельствует и тот факт, что известный своими
выходками и насмешками Клуни в этом случае вел себя смирно.
“А как тут шалить, когда ты
целый день проводишь подвешенным на 12 проводах?” - резонно замечает его
партнерша Буллок.
Чтобы скрасить участникам процесса
непростые съемки, Куарон прибегал к различным уловкам. К примеру, Буллок каждое
утро встречали торжественными фанфарами, а над ее кубом зажигали шутливую
неоновую вывеску Клетка
Сандры.
За такими трудными
съемками, каждый день которых стоил $ 150 тыс., последовал год кропотливой
работы над сведением материала и превращением его в трехмерный фильм. Ведь снимать
в 3D-формате сразу было невозможно из-за сложности конструкций, в которых
находились актеры.
Куарон убежден, что все эти
ухищрения были неизбежны для достижения главной задачи: “Нашей целью было снять
картину, напоминающую документальный фильм канала Discovery, в котором
просто-напросто все пошло не по плану”.
Дети
галактики
Куарону удалось реализовать
задуманное. Едва ли не в каждой рецензии обозреватели обращают внимание на
поразительный эффект присутствия, за счет чего зритель выходит из зала с таким
ощущением, будто сам побывал в космосе.
Режиссер акцентирует
внимание на том, что действие картины происходит не в далеком будущем, а в наше
время. Поэтому принципиальным было использование узнаваемых интерьеров
существующих космических кораблей.
Благодаря большому
количеству консультаций со специалистами Американского космического агентства
картина еще и претендует на максимально допустимую достоверность в изображении
быта орбитальных станций и не грешит против правды, показывая открытый космос.
Ведь, нуждаясь в советах специалистов, Буллок даже звонила находящимся на
орбитальной станции астронавтам прямо со съемочной площадки.
Гравитация - это как душераздирающий, так и успокаивающий, глубокий и прекрасный фильм, после которого особенно явно ощущаешь собственную связь с миром
Впрочем, как создатели
картины, так и специалисты признают, что кино лишь использует космический
антураж, чтобы затронуть темы гораздо более важные для каждого, кто далек от
внепланетных мечтаний.
Буллок, приступившая к
работе над лентой в состоянии, близком к депрессии, уверена: “Фильм дает
надежду на то, что у каждого есть шанс родиться заново, чтобы сделать что-то,
для чего ты и был предназначен. Картина Альфонсо является одновременно
пугающим, ужасающим и красивым опытом, который заставляет задуматься об этом”.
С ней соглашается Стефани Захарек
из авторитетного американского издания Village Voice: “Гравитация - это как душераздирающий, так и успокаивающий, глубокий и
прекрасный фильм, после которого особенно явно ощущаешь собственную связь с
миром”.
Космический размах
Топ-7 культовых фильмов об освоении
космоса и таящихся в глубинах Вселенной опасностях
2001 год: Космическая одиссея , 1968 г.
- Режиссер: Стэнли Кубрик
- Бюджет, млн $*: 80,7
- Кассовые сборы, млн $*: 383,0
- Награды: Оскар, BAFTA (3)
Научно-фантастическая картина о космической экспедиции,
направленной для изучения таинственных объектов - монолитов, влияющих на
развитие земной цивилизации
Солярис, 1972г.
- Режиссер: Андрей Тарковский
- Бюджет, млн $*: н/д
- Кассовые сборы, млн $*: н/д
- Награды: Золотая пальмовая ветвь, Приз международной ассоциации кинокритиков ФИПРЕССИ
Философская драма по мотивам одноименного романа Станислава
Лема об обострении этических проблем
членов научной экспедиции под влиянием внеземного разума – загадочной планеты
Солярис
Чужой, 1979 г.
- Режиссер: Ридли Скотт
- Бюджет, млн $*: 35,4
- Кассовые сборы, млн $*: 337,9
- Награды: Оскар, BAFTA(2), Сатурн (3)
Фантастический фильм ужасов об агрессивном инопланетном
существе, уничтожившем экипаж космического корабля – первая часть классической тетралогии с Сигурни Уивер
в главной роли
Аполлон-13, 1995 г.
- Режиссер: Рон Ховард
- Бюджет, млн $*: 95,2
- Кассовые сборы, млн $*: 545,1
- Награды: Оскар (2), BAFTA(2), Премия Гильдии актеров (2)
Историческая драма об аварии на борту направлявшегося к Луне
космического корабля в 1970 году по мотивам воспоминаний командира экипажа, роль
которого исполнил Том Хэнкс
Космические ковбои, 2000 г.
- Режиссер: Клинт Иствуд
- Бюджет, млн $*: 88,3
- Кассовые сборы, млн $*: 175,0
- Награды: -
Приключенческая комедия о полете в космос
астронавтов-пенсионеров для починки сошедшего с орбиты советского спутника,
тепло воспринятая критиками благодаря игре кинозвезд старой гвардии, таких как
Клинт Иствуд и Томми Ли Джонс, и доброму юмору
Луна 2112, 2009 г.
- Режиссер: Дункан Джонс
- Бюджет, млн $*: 5,5
- Кассовые сборы, млн $*: 10,7
- Награды: -
Фантастическая драма об астронавте, работающем на Луне в
полном одиночестве и однажды обнаружившем собственного клона, получившая
высокие оценки критиков за философский подтекст и актерскую работу Сэма
Рокуэлла
Прометей, 2012 г.
- Режиссер: Ридли Скотт
- Бюджет, млн $*: 132,4
- Кассовые сборы, млн $*: 410,9
- Награды: -
Научно-фантастический фильм с оскароносной Шарлиз Тэрон об
экспедиции космического корабля Прометей, отправившегося на поиски сакрального
знания на загадочную планету
*с учетом инфляции
Данные информационно-справочной службы Корреспондента
***
Этот материал опубликован в №39 журнала Корреспондент от 4 октября 2013 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент, опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.