Фото: mk.ru
Сегодня день рождения Гайдая
В среду исполняется 85 лет со дня рождения знаменитого и всенародно любимого режиссера Леонида Гайдая.
Как пишет в своих воспоминаниях вдова Гайдая актриса Нина Гребешкова, он был не только сценаристом и режиссером, но и потрясающим актером, и так здорово играл комедийные роли, что режиссеры Иван Пырьев и Борис Барнет сползали с кресел от смеха.
Гайдай и сам не отрицал, что с юности мечтал о сцене и хотел быть именно актером, несмотря на свою природную застенчивость и то, что не выговаривал буквы "р" и "л". Он поступил в студию при Иркутском областном драмтеатре, которую окончил в 1947 году.
Несмотря на то, что он играл ведущие роли, полностью удовлетворен Гайдай не был. В 1949 году он поехал в Москву, где поступил на режиссерский факультет ВГИКа (мастерская Александрова).
Гайдай не сразу обратился к комедии, свою первую совершенно серьезную картину Долгий путь (1956) он снял по сибирским рассказам Короленко. Но именно этот фильм позволил режиссеру Михаилу Ромму разглядеть в Гайдае дар комедиографа. Именно в мастерской Ромма появилась его первая комедия - Жених с того света (1958) с Георгием Вициным и Ростиславом Пляттом в главных ролях. Картину сочли слишком острой и пустили вторым экраном. Провалилась и следующая, идеологически выдержанная киноповесть Трижды воскресший (1960).
Гайдай впал в депрессию и уехал в Иркутск, к родителям, где, сидя на чердаке среди довоенных сатирических журналов, придумал новую комедию.
Когда, вспоминает Гребешкова, Гайдай прочитал ей "сценарий" девятиминутного фильма Пес Барбос и необычайный кросс, она, чтобы не расстраивать мужа сказала - "Потрясающе!".
Так и получилось, короткометражка о бегущих друг за другом Балбесе, Трусе и Бывалом, породила новый жанр в советском кинематографе - эксцентрическую комедию. Эти же герои, которых сыграли Вицин, Моргунов и Никулин, перекочевали в короткометражку Самогонщики (1962), Операцию Ы и другие приключения Шурика (1965) и Кавказскую пленницу (1966).
В 1968 году Гайдай снял картину Бриллиантовая рука, получившую Государственную премию в 1970 году. А в 1971 году на экраны вышла его мечта - комедия 12 стульев. Из 22 претендентов на роль Остапа он выбрал никому не известного Арчила Гомиашвили.
В 70-е годы Гайдай поставил еще две комедии, Иван Васильевич меняет профессию (1973) и Не может быть! (1975). В начале 80-х - За спичками и Спортлото-82, затем последовали фильмы времен перестройки - Опасно для жизни! (1985), Частный детектив, или Операция Кооперация (1989) и На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди (1992).
Всего, по подсчетам киноведов, совокупная аудитория фильмов Гайдая составила более 600 миллионов человек.
Умер Гайдай от осложнений после воспаления легких 19 ноября 1993 года. Два года назад на родине Гайдая, в городе Свободный Амурской области, был открыт памятник кинорежиссеру.