Корреспондент.net,
15 февраля 2012, 12:30
Лидер российской группы ДДТ Юрий Шевчук во время чата на Корреспондент.net рассказал о новом туре по городам Украины, ответил на вопрос, жив ли русский рок, признался, что хотел бы записать песню на староукраинском языке, а также поведал, кем он себя ощущает - украинцем или русским.
- Что Юрий Шевчук и ДДТ готовят для
киевской публики?
- Мы уже приготовили этот борщ, он не
украинский, но интересные вкусовые сочетания будут. Это новая программа Иначе.
Мы начали тур по России, проехали 25 городов, и вот с 10-го февраля начнем
работать по Украине. Скорее не работать, а проживать со своими слушателями эту
программу. Два года мы работали над ней. Два года назад, в феврале я привез несколько первых песен, и нам с Костей Шумайловым и Лешей Федичевым
захотелось преобразить ДДТ. Мы живем в
XXI веке и хотелось бы, чтобы музыка соответствовала ветру перемен сегодняшнего дня, сегодняшним
вопросам, стоящим перед нами.
Программа достаточно серьезная, она имеет "сквозное
действие", как говорил старина Станиславский. Там есть главный герой - молодой
человек 22-24 лет, который проживает полтора часа жизни в этом времени в этой
стране и т.д. Это не просто концерт, это - рок-шоу. Приятно, что с нашими музыкантами работали замечательные художники -
Алексей Сай, Юрий Костенко, Андрей Федоров и еще десятки операторов, инженеров
и менеджеров. И вот мы, питерские и
киевские парни, вместе создали эту программу. Мы отвечаем за музыку и слова,
ребята отвечают за визуальный ряд, который вы увидите на наших концертах в
разных городах. В тех городах, где нет больших площадок, соответствующих
техническим требованиям рок-шоу, мы будем играть программу Сольник.
Она такая более камерная, в ней есть немного джаза и некоего симфонического мышления в аранжировках. В
рамках тура мы посетим 10 городов. В
общем, приходите.
- В каком состоянии сейчас находится
русский рок?
- В рваном каком-то, ищущем, в поиске. Расцвет
русского рока произошел в конце 80-х - середине 90-х годов. В русском роке была
масса объединяющих начал, которые связывали нас вместе, и далеко не цепями,
цепи мы рвали. Я помню рок-десант в
Киеве в 90-х годах, когда приехали группы Аквариум, Алиса, Телевизор, ДДТ, еще несколько команд, и во Дворце спорта в
Киеве играли большой концерт. Мы были посланцами питерского рок-клуба. Зал был
полным, все пели, потом ночью бродили по улицам Киева. И мне было здорово. Вчера я рассказывал на пресс-конференции, что помню
одного милиционера. Он стоял на входе
киевского Дворца спорта и вдруг достал Макарова, приставил его к виску и с совершенно
бешеными глазами говорит: "Я ничего не понимаю, я сейчас застрелюсь". Он не был
готов к той полной анархии и свободе. Мы его уговорили не стреляться, он
заплакал и пошел с нами вместе на концерт. [Смеется
– ред.] Было хорошо.
Раньше, на мой
взгляд, в музыку приходили люди широкой
души, соответствующие объему страны и тем переменам, которые случились
неожиданно для всех. Нынешние молодые музыканты
играют в тысячу раз точнее и лучше, чем мы в свое время, но зато у нас была
идея - некая смесь Че Гевары, Джона
Леннона, Моррисона, Высоцкого и т.д. Эта идея в
нас клокотала, требовала свободы, равенства, братства, нового искусства, новой
культуры, новой эстетики!…Мы жаждали нового, нового, нового. Сейчас рок-музыка
стала в большей степени музыкальной формой, а идеология, романтика, жажда перемен конца 90-х ушли. И каждый пошел своей дорогой. Кинчев
пошел в одну сторону, БГ - на Тибет, я - в окопы. Но это нормально. Я всегда
цитирую Фазиля Искандера, который хорошо сказал: "Крепки объединения только
большой сволочи". Идти своим путем естественно для художника. И сегодня
рок-фестивали по-прежнему собирают молодежь, например, в Петербурге более тысячи рок-групп. И в
Украине, я думаю, не меньше команд. И дай бог, чтобы песне молодой на горло никто не наступил.
- Как,
по вашему мнению, меняется ли Украина? Как изменилась ситуация со времен
Оранжевой революции?
- Серьезные такие, глобальные вопросы. Все
меняется. Сейчас даже Питер меняется внешне, чему я не рад, потому что я
большой любитель старой архитектуры, и Киев тоже не узнаю, больше стало
небоскребов. Все мы меняемся - идет девятый вал глобалки. Города-мегаполисы
меняют мир. Потому что сегодня человек идет на охоту уже не в лес зайца бить, петли ставить, а он идет в
супермаркет, и жена его тоже идет в
супермаркет, не сидит в пещере, не ждет своего Васю или Мыколу, что он там
принесет. Плотность населения в городах-мегаполисах очень велика, поэтому люди
жаждут свободы. Многие философы пишут, что современные демократические движения обусловлены урбанизацией мира. Возникает необходимость
уважать свободу и пространство, идущего рядом. Однако, слава богу, остается в
мире что-то неизменное, архаичное даже, семейное. Остаются милые маленькие
деревеньки, родные места, где мы выросли и где нам легко и хорошо.
Я Киев, Украину помню еще с прошлого века. Сейчас
она другая. Я не могу сказать, что лучше. Можно попсовать сейчас и сказать "Киев
стал еще прекраснее, девушки еще красивее, и сало лучше, чем в
прошлом веке!" Но скажу еще раз - просто
все меняется.
- Когда,
по Вашему мнению, артисту пора ставить точку?
- У артиста точку забивает чувак, которого
зовут "последний гвоздь в гроб". Я надеюсь, что этот чувак придет еще не скоро.
- Подскажите,
пожалуйста, не собираетесь ли вы выступать сольно с гитарой, один на сцене, со старыми
композициями, как это было в 90-ые?
- 90-е не вернуть. Я с гитарой сейчас
выступаю редко, там, куда невозможно привезти группу: в маленьких городах, которые не потянут звук, свет, аппаратуру, в больницах, на
погранзаставах или где-то перед служивыми
ребятами. Там, где я пою без денег и билетов, я пою один.
- Есть
ли в России альтернатива Путину?
- Есть. Это российский народ.
- Вас
практически нет на центральных каналах России. Вы считаете это цензурой?
- Да, меня вырезали из российских каналов. Недавно режиссер Павел
Селин показал по НТВ пару коротких
сюжетов с моим участием – вырезали меня,
Пашу Селина, и главного парня, который отвечал за все за это. Может, боятся? Но ничего, есть его величество
интернет, нормально живем. Там, где нет интернета, зомбоящик - серьезная
пропагандистская сила. Мы сейчас в
России бьемся за то, чтобы в телевизоре
присутствовали разные мнения. Человек должен иметь право выбирать, кого ему
слушать. Надеюсь, мы победим.
-
Юрий, я завтра буду на Вашем концерте в Луганске. Хотелось бы узнать, будут
только новые песни или что-то из старенького?
- В Сольнике,
который мы будем играть в Луганске, будут новые и старые песни. И я буду
читать стихи, хотя народ теперь почему-то
разлюбил слушать стихи. Нам кажется,
что это очень душевная, камерная программа. Так что не бойтесь, не волнуйтесь. Приходите
и все будет хорошо.
-
Юрий, как вы относитесь к тому, что церковная иерархия повязла в политике,
сребролюбии и т.д.? Как вы относитесь к тому, что иерархи ездят на машинах за
200 тысяч долларов, носят панагии по 50 тыс. гривен за счет пожертвований
людей, чьи пенсии составляют 800 грн? И скажите, пожалуйста, что для Вас есть
вера в Бога?
- Тут два мнения есть. Я знаком с молодыми
батюшками в России и здесь, в Украине, совершенными бессеребренниками.
Например, отец Николай в Иркутске, отец
Александр, отец Вячеслав – к вере пришли
из рок-музыки. Они хорошо ладят с молодежью,
ходят пешком или ездят на старых Жигулях. С этими замечательными батюшками
мы хорошо дружим. Церковь - это, прежде
всего, люди. А люди все разные. Я глубоко понимаю, насколько колоссальное
искушение у церковных чиновников: чертям намного интереснее сбить с пути
человека, служащего в церкви. Однако некоторые
выдерживают искушения. Испытание Господь дает нам по силам. Давайте
молиться друг за друга и бороться, чтобы перейти в мир иной не салом
в шоколаде.
-
Часто звучит мнение, что Шевчук исписался и испелся в начале 90-х. Поэтому
занялся политикой, чтобы напомнить о себе. Вы согласны с таким мнением?
- Исписался, спелся, спился, скурился… Да,
такое мнение придумали мои оппоненты. Мы ответили, надеюсь, достойной работой. Альбом Иначе
плюс Сольник - 28 треков за несколько
лет - это, по-моему, не плохо. За 2 года только две недели получилось отдохнуть
в деревне на своей даче. С божьей
помощью в отпуске тоже удалось написать несколько новых текстов. В общем, приходите
на наш концерт и послушайте, как мы красиво, блестяще и гениально исписались.
Наши с вами политики считают, что музыкант
должен заниматься музыкой, слесарь должен точить болты и гайки, столяр должен
пилить, шофер – крутить баранку, священник – молиться, студент – учиться, и мы все не имеем никакого права
оценивать работу этих менеджеров от власти. Люди, не будьте рабами! Вы же граждане,
почитайте Сократа, Цицерона, Платона. Будьте личностями. Мы имеем право на свое волеизъявление.
- Юрий,
если бы в Украине люди вышли на митинг против существующей власти, как в
Москве, спели бы Вы для украинцев как 4 февраля в Москве?
- Если
бы вышли против группы ДДТ, я бы с уважением отнесся к воле народа Украины. "Мы
против ДДТ, долой москалей!". Против ДДТ спел бы, например, хорошую песню Гребенщикова.
- Стал
бы Юрий Шевчук баллотироваться на пост президента РФ после падения режима
Путина?
- Ну, посмотрите на меня: какой я президент?.. Там же такое закулисье,
что я заблужусь в этих шторах политической сцены. Я считал, что
политика - грязь, начитался Макиавелли в свое время. Однако политика - это великое искусство. Политик, должен много консолидировать в себе, уметь
объединять общей идеей разных людей, быть ответственным
рациональным человеком. Не про меня это.
Мой любимый политик - Махатма Ганди. Вот это
человек, который без единой капли крови
уволил всех англичан из Индии. Как-то
добился этого Махатма Ганди, и Индия стала Индией. Сейчас держава номер три. Вот
Махатма Ганди - это политик. Народ наш не верит реформаторам на шикарных
машинах с мигалками.
Когда мы в Москве, Питере, Киеве стоим в "стаде железа" и ждем, пока проедут эти
ребята на своих "черных конях с
собаками", как Сорокин писал, с песьими головами на бамперах, это
напрягает нас всех.
Мы росли в Советском Союзе, у нас люди очень
чувствуют социальное неравенство. Нельзя допускать таких перепадов температур
между богатыми и бедными, так как это может привести к погромам. Не погромы нужны, а духовные
революции. Для этого нужны духовные лидеры, но пока они не выросли. Эти лидеры
должны появиться из будущего в сверкающих тогах идущие босиком. А наши
сегодняшние политики - из прошлого. Даже оппозиция… В Евангелии написано: " …и
я буду омывать ноги идущему за мной". Сегодня
нам нужны политики другой этики и морали, другой совести, другого состояния
любви в душе своей. Пока на трибунах
стоят не святые люди. А для того, чтобы эти люди пришли из будущего, мы должны
стать другими, мы должны измениться. Если мы будем чистыми, то и политика будет
чистой.. Не может грязный политик управлять чистым обществом. Общество этого не
допустит. Вот и все.
- Реально
ли, чтобы группа ДДТ записала песню на украинском или песню про Украину?
- Я думаю даже на староукраинском записать
песню - вот будет движуха. На
старорусском, на тюркском… много языков
красивых очень. Новая книжка Пелевина S.N.U.F.F как раз об этом. О чистоте языка. Про язык, про
абсурд…
- Как
вы относитесь к свободному распространению Вашей музыки в интернете?
- Мы относимся хорошо, семьи наши - плохо.
Приходишь, дети плачут: "Папа, дай хлеба". - "Сходи в интернет, там все бесплатно".
- Кем
Вы себя ощущаете: украинцем или русским? Вы бы смогли переехать в Украину на
постоянной основе?
- Я говорю на русском языке и пишу на русском
языке, русский язык - моя родина. И здесь я чувствую себя тоже как дома, - такое
добро, тепло. Ну мы же братья, сестры, ну что говорить?
Я Вам хочу рассказать о группе - группа
изменилась. Вот в связи с новыми художественными задачами, пришли новые
музыканты: барабанщик Тема Мамай, певица Алена Романова, Роман Невелев -
бас-гитара, Антон Вишняков - тромбон. Это не значит, что я поссорился со
старыми музыкантами ДДТ. Ни в коем разе. Михаил Чернов играет джаз, Игорь
Доценко ушел в Чиж & Co, играет
ритм-энд-блюз, который он любит. Мы решили играть немного другую музыку и
поэтому пришли новые музыканты. Так случилось, но это совершенно нормально.
Уверен, вам будет интересно послушать новый состав ДДТ. Молодые, ершистые
ребята, которые живут в этом времени, знают и чувствуют музыку XXI века, они в ней родились. С ними мне очень приятно и
интересно работать. "Стариками" теперь стали Костя Шумайлов, Алексей Федичев - гитарист, и Ваня Васильев - трубач, ну и ваш покорный слуга.
- Группа ДДТ - это сегодня популярная музыка или андеграунд? Или
андеграунда сегодня вообще уже не существует?
- Я не знаю. Раньше как-то было проще. В 80-х, когда группы были запрещены,
были черные списки - там был и Аквариум, и Алиса, и ДДТ, и многие другие. И
были официальные ВИА, которые пели по
радио и телевидению. А мы были в полном, так сказать, андеграунде. Потом
организовали ленинградский рок-клуб, куда стянули все рок-н-рольные революционные силы. Он славно существовал. В
это время я на несколько лет вообще ушел
из политики, занимался лирикой, какими-то своими поисками духовного свойства. Нас,
кстати, тогда показывали по ящику. А
потом мы снова стали андеграундом. Важно,
мне кажется, стараться себе не изменять. В фильме Тарковского герою было
необходимо донести горящую свечу от одного края пустого бассейна до другого,
чтобы она не погасла. Это очень важно для любого художника, музыканта, поэта
- донести эту свечу и не заплевать ее своими бесконечными сделками с совестью. Донести ее до стенки, за которой уже начинается другой мир, другие
пространства, иначе не дойдешь.
И неважно в андеграунде ты для кого-то, или нет. Тем более, что сейчас понятие
андеграунд характеризует скорее музыкальную
форму. Это музыка не для всех. У каждого теперь свой андеграунд. И у меня он
свой… [Смеется – ред.]
- Сколько стоит один час
Вашего частного выступления?
- Мы не играем на корпоративах. Поэтому и цены за час выступления не
существует. Если, не дай Господь, случится - мы вам сразу сообщим. [Смеется – ред.]
- Какой доход в месяц
Вам необходим?
- Вот журнал Forbes назвал меня миллионером, я припух просто. У меня с этой
программы долга чуть поменьше той цифры, которой они обозначили мое состояние. Я не
знаю, как буду эти долги отдавать. Это очень серьезная программа, требующая
больших вложений. Хорошо, что мои друзья, которые занимаются каким-то бизнесом,
нам помогли. Делать сегодня большие программы без спонсоров – это самоубийство.
Мы пошли на это, как идеалисты, понимающие, что новые большие программы необходимы для развития рок-музыки.
В этих дворцах спорта, на этих полях… какие-то птицы летают, которые нас радуют
и объединяют…
Приведу простой расчет: по России для дворца спорта на 4-5 тысяч зрителей
себестоимость нашей программы составляет 1,6 млн рублей. 1,2 млн мы платим за
звук, свет, экраны, за трейлеры. Цена билета напрямую зависит от себестоимости.
Четыре сотни остается за концерт - только в том случае если все билеты проданы.
Но это бывает не всегда, сами понимаете. В группе ДДТ сейчас около 20 человек, у каждого семья. Вот и разделите это на всех. И
налоги государству мы платим. Я вам рассказываю все подробно, потому что мне нечего стыдится. Мы не жируем, но и не
жалуемся. Стараемся работать честно.
-
Юрий, исполняете ли Вы песни других исполнителей. Не на сцене, а дома, для
души? И если да, то каких?
- Как в новом альбоме [поет]:
"Олигархи
в Куршавеле исполняют тайком комсомольские песни…". [Смеется]
Я не олигарх, я ничего дома тайком не исполняю.
Украинский тур нам организовал мой Старый Друг. Несмотря на глобальный экономический кризис, друзья не отворачиваются от нас и помогают – в отличие от равнодушных
промоутеров. Ведь эта программа требует серьезного вложения душевных сил, что
для нас еще важнее. Старые друзья вдыхают Жизнь в новую программу. Поэтому мы и
в России стараемся ее проводить с друзьями, и тогда она и смотрится, и звучит
по-особому. Спасибо вам, друзья!
- Что
Вы считаете плагиатом и имеет ли право на существование сплагиаченная музыка?
Очень важный для меня вопрос, так как я участник рок-группы и у нас есть песня.
Некоторые люди говорят что мы сплагиатили Вашу песню Ветер. Не знаю насколько справедливо слово "плагиат" в данном
случае, так как плагиатить автор песни не собирался, песня была написана под
впечатлением от книги ДДТ. Наша общая юность. Поэтому хотелось бы
узнать ваше мнение.
- Меня тоже иногда обвиняют в плагиате. Сегодня очень
просто обвинить любого, потому что все
играют ритм-энд-блюзовые гармонии,
квадраты, риффы и гармонические разрешения, на основе которых и строится
рок-музыка. Я сейчас получил претензии к песне Церковь без крестов, что, якобы, я содрал ее у Патти Смит. Песня Церковь без крестов была записана в 1987 году, а написана еще раньше. Патти
Смит свою песню, которая действительно похожа на Церковь без крестов, записала в альбоме 1997 года. Песню Рожденные в СССР я записал в августе
1991 года, а группа Pearl Jam,записала песню
с похожим риффом в 93-м. Песню Ветер я написал в 92-м году, весь 93-й год мы ее пели, а итальянец, который обвиняет меня в плагиате, записал свой альбом в 94-м. Мы
записали альбом Ветер тоже в 94-м, но песня жила уже год. Единственная
песня, в которой я использовал рифф
замечательного Игги Попа, - Предчувствие гражданской войны. Этот рифф крутился в моей голове и он
настолько подходил этой песне (Предчувствие
гражданской войны), что я это использовал. Песня буквально за ночь
написалась. Я не думал, какой рифф, чей
рифф. Потом уже я вспомнил, что это рифф Игги Попа. Ну, Игги Поп, извини, брат!
Ладно, бывает. Ничего страшного.
- За
эти годы Вам не наскучила музыка? Она имеет свойство: превращаться в работу. Не
надоело Вам, если откровенно?
- Ну как она может надоесть? Вам завтракать с
утра еще не надоело? Музыка - это естественное для меня состояние. Я даже
меньшую часть жизни живу музыкой. Я еще тексты пишу. А вот наши музыканты - они живут в особом мире, в стране Музыки..
- Что
вы думаете о смерти, что чувствуете при таких мыслях: жаль чего-то, радостно ли
или как?
Смерть… Есть такая поговорка, что поэт, как
солдат, каждый день думает о смерти. Она его завораживает с одной стороны, с
другой стороны - устрашает. Смерть - это венец всего. Это черта перехода, это
удивительная тайна, которую всем нам предстоит познать. Это крайне интересно. Вы
знаете, я такую поговорку придумал: чем
больше Армагеддона, тем больше в тебе позитива. Чем больше человек думает об Армагеддоне, как о конце света, и о
смерти, тем больше он стремится к позитиву. Потому что надеется, что есть свет
с той стороны. Все же Смерть - это великая тайна. Кто-то из великих
философов сказал: "Я хочу умирать долго, чтобы понять и полностью ощутить,
испытать каждую секунду этого перехода"… Вот смелые слова смелого человека. А
мы хотим быстро, чтобы ничего не чувствовать, сразу в дамки. Я размышляю над этим постоянно.
- В
каких странах предпочитаете отдыхать?
В Турции не был, в Египте не был, нигде не
был. В Греции не был, в Италии не был. Я не был везде, где у нас не было
концертов. Я не турист по жизни. Отдыхать я люблю в России, в деревне на своей даче. Люблю сидеть на берегу озера с удочкой и ловить пескарей.
- Как относитесь к пародиям на Вашу музыку?
- Да с юмором. Если пародия смешная, то
почему бы и нет?
- Как
вы относитесь к бесплатному скачиванию музыки и закрытию торрентов?
- Яркий пример - наше общение с Google. Они вывесили альбом Иначе в торрентах, но не для скачки, а для
прослушки. Спасибо им большое. В какой-то момент я обратился к
интернет-сообществу и к нашим слушателям с просьбой поддержать группу и купить
наш альбом, что, конечно, помогло бы нам и нашим семьям разобраться с долгами. И у
каждого человека есть выбор - скачать или купить альбом. Закон юридический
невольно превратился в закон нравственный. Меня радует, когда люди задают вопрос, где можно купить альбом.
- Юра,
я помню, как в 96-м году Вы на одной радиостанции в Днепропетровске назвали
множество молодых групп, таких как Сплин, Милитари Джейн, Кирпичи... а через
пару лет все эти группы стали общеизвестны. Сможете сейчас представить молодых
питерских талантов, о которых еще мало кто слышал, но которые могут порвать
этот мир в ближайшем будущем?
- Да, и "стереть нас с лица земли", как пел БГ. Только что на гастролях мне дали
20-30 дисков молодых групп. Некоторые из них очень интересны. Мы планируем на
рок-фестивале в Питере представить 1-2 новые группы, которые "порвут" всех.
- Как
вы относитесь к мемуарам, собираетесь ли вы издать книгу своих произведений?
- Как сказал Бродский, если ты художник, то
тебе интересно то, над чем ты думаешь сейчас. Пока, мне кажется, что, если человек пишет
мемуары, то это свидетельствует о чем-то печальном. Наверное, он себя уже не
видит в настоящем и, возможно, его в этом настоящем ничто не держит. Он живет
прошлым. Я прошлое помню, но живу
настоящим и будущим.
Еще не до мемуаров.
-
Прочитайте стих
- В январе написались новые строчки. Работаю
над ними:
"Когда
умрут все пчелы на земле,
И
догорят свидетельства о мире,
От
одиночества слегка навеселе
Сожмешь
в руке последний клик в эфире.
Последний
блоге-е-е-ер!"
Ну
что-то такое. Спасибо, друзья!
-
Пожелания читателям...
- Да здравствует свободное пространство интернет! Спасибо всем за вопросы, за интерес, проявленный к нашей группе.
Приглашаю всех на концерты. Добра вам всего самого хорошего! Спасибо!
Корреспондент.net