Накануне 20-летия знаменитого коллектива Океан Ельзи его лидер и культовый рок-музыкант Святослав Вакарчук провел более часа в компании Корреспондента, размышляя о времени и о себе, - пишет Кристина Бердинских в № 41 журнала Корреспондент от 18 октября 2013 года.
Начало
разговора Корреспондента
со знаменитым украинским
музыкантом Святославом Вакарчуком можно охарактеризовать словами из его же
песни Стіна: “Зробити так, щоби впала стіна”. Стена упала не
сразу: почти за два десятилетия существования рок-группы Океан Ельзи (ОЕ), бессменным лидером которой является
Вакарчук, ему наскучило отвечать на вопросы, связанные с историей коллектива.
Однако обойти
эту тему при общении с музыкантом, к чьему имени вот уже несколько лет как
намертво прилипло прилагательное “культовый” и чьи песни - без преувеличения - слушает вся страна, издание не смогло. Тем
более что сегодня Вакарчук по-прежнему на подъеме: после самого успешного в
истории ОЕ всеукраинского тура, завершившегося 28 сентября, он собирается взять
новую планку. Первым из украинских исполнителей ОЕ готовится собрать полный
Олимпийский - главный стадион страны.
Событие произойдет 21 июня, когда на НСК запланирован концерт группы,
приуроченный к 20-летию ее основания.
Предоставлено пресс-службой группы Океана Ельзи
Святослав Вакарчук на сцене во время тура в поддержку последнего альбома, Земля
Вакарчук
обещает, что этим дело не ограничится: юбилейные концерты коллектив,
пребывающий на пике популярности, даст еще в ряде украинских, российских и
белорусских городах. Затем последует долгая пауза.
Как бы там ни
было, в разговоре с Корреспондентом паузы в ответах Вакарчука встречались до той поры, пока речь не
зашла о том, чем наполнена его жизнь, помимо выступлений, автографов и фотографирований
с фанатами. На его лице даже появилась улыбка. А на комплиментарную реплику о
том, что лидер ОЕ - разносторонний
человек, Вакарчук отшутился: “Неправда: я, например, вообще не умею готовить”.
За улыбкой
легко пошло “прочее”, не шоу-бизнесовое, - впечатления о короткой политической карьере,
путешествиях и книгах.
Корреспондент
публикует выдержки из беседы
с Вакарчуком в виде рассказа от первого лица. Общение с лидером отечественной
музыки проходило в по-рокерски аскетичном офисе ОЕ, находящемся в одном из
бизнес-центров столицы, и заняло немногим более часа.
Школа
Первый раз я
пошел в музыкальную школу, когда мне было шесть лет. Тогда так захотели
родители - они отдали меня на скрипку.
Но я был левшой, а преподаватель, очевидно, не умел учить левшу. Поэтому у меня
ничего не получилось.
Лет в десять
я попал в музыкальную школу по классу баяна: на фортепиано идти было уже
поздно. А вот моего младшего брата отдали на фортепиано, благодаря чему у нас
дома появилось пианино. Это стало первым шагом к тому, что я начал писать
песни.
Ходить на
занятия со своим инструментом [баяном]
мне не нравилось. Не могу сказать, что я это ненавидел, нет. Но я не получал
искреннего удовольствия. У меня был очень хороший преподаватель - Стефания Григорьевна. Она меня как-то мягко
учила, и это ее заслуга, что я не бросил музыкальную школу раньше. Потому что
там было скучно.
Мне кажется,
у нас в музыкальных школах учат не так, как нужно. К ребенку редко подходят
индивидуально: сказано так - значит так.
Есть набор произведений, которые нужно играть, есть техника, которую нужно так
или иначе ставить, никто не копается глубоко. А выдающиеся музыканты - индивидуальности, к ним нужен особый подход в
детстве и юности.
Океан Ельзи
Я случайно попал в музыку. На одной из
студенческих вечеринок познакомился с ребятами, игравшими в группе Клан тишины. Я что-то пел, им понравилось, и в какой-то
момент они пригласили меня поиграть с ними: у них были напряженные отношения с
их вокалистом. Я воспринял это как некий прикол. Пришел, поиграл, это ни во что
не вылилось. Но позже пришел еще раз, и уже с осени 1994-го мы стали играть
вместе. Мы сразу же решили, что это будет новая группа. К концу года у нас уже
было название, и мы записали первые песни.
Предоставлено пресс-службой группы Океана Ельзи
Одно из выступлений ОЕ в середине 1990-х
Киев
В 1998 году
мы подписали контракт с продюсерским агентством Немо, которое возглавлял Виталий
Климов. Он очень хотел, чтобы мы переехали в Киев, нашел соответствующее
спонсорское финансирование. Нам сняли две квартиры на
Оболони. В каждой жили по два музыканта. В первое время, полгода или даже год,
нам платили что-то вроде зарплаты. Она была не очень большой, но жить было
можно. Раз в два месяца мы ходили на рынок Петровка, чтобы купить себе одежду.
А я не люблю рынки вообще, даже модные “блошиные”, но тогда должен был ходить,
потому что на магазинные вещи денег еще не было.
Популярность
У Океану Ельзи или в моей карьере никогда не было резких скачков
популярности или резких финансовых улучшений. Все всегда происходило очень
плавно. Я не успел понять, как мы стали популярными или как у нас появились
деньги.
Мы поняли,
что достаточно известны, вынужденно. В 2001-м с нами как с модной молодежной группой
подписала контракт компания Pepsi. Одним из условий являлись концерты на
крупных площадках. Мы немного побаивались, потому что никто никогда не играл во
дворцах спорта, кроме западных и иногда больших российских звезд. Нас убедили,
что мы сможем, и да - мы смогли. Смогли
не только в Киеве и Львове, но и в Харькове, Донецке, Днепропетровске, Одессе и
Запорожье. Тогда мы поняли, что на правильном пути.
Конкуренция
Конкуренция -
это бизнес-понятие. В творчестве не
существует конкуренции. Я всегда искренне, двумя руками и ногами поддерживаю
людей, которых я лично считаю талантливыми. Никогда не задумываюсь, что вот эти
люди могут забрать у меня часть пирога или популярности. С другой стороны, не
люблю наигранности и не пытаюсь всем нравиться и быть хорошим. Если считаю, что
большая часть музыки, появляющейся на украинском рынке, конъюнктурна и в
большинстве своем еще и бездарна, я об этом говорю открыто.
Творчество
Пару дней
назад я прослушал свои записи и с удивлением обнаружил, что начиная с момента,
когда закончился украинский тур - а это было
в начале июля, - в моем архиве появилось
где-то 15 новых песен. Когда я успел их написать? Меня самого это удивило. За
эти три месяца не помню, чтобы я подходил к инструменту специально, потому что
надо что-то написать.
Хотя в жизни
и было-то всего два таких случая [когда писал песни, потому что надо]. В первый раз ничего хорошего не вышло. В
другой раз получилась хорошая песня, она была написана для рекламы. Но эти два
раза, несмотря на то что один из них был успешным, не самые приятные
впечатления. В принципе и сексом можно заняться, потому что надо, и, в конце
концов, получить удовольствие. Но это совсем не то удовольствие.
Испытания
Мне было 29
лет, я очень болезненно переживал уход музыкантов из группы [в 2004-м группу
покинули бас-гитарист Юрий Хусточка и клавишник Дмитрий Шуров, а в 2005-м
сольную карьеру начал гитарист Павел Гудимов]. Сейчас я отношусь к этому по-философски. И уже не жалею, что
так случилось. По разным причинам. Время все расставляет по своим местам. Отношения
в нашей первоначальной группе были построены в первую очередь на дружбе, во
вторую очередь - на музыкальном
взаимодействии. А потом все это рассыпалось как карточный домик. После чего я
понял, что надо наоборот - вначале
музыкальное взаимодействие, а затем уже личные отношения. Это очень помогает.
Сейчас над группой не довлеет то, что мы близкие друзья. Нет обид, нет
ревности, нечего делить. Это очень важно.
Предоставлено пресс-службой группы Океана Ельзи
Такой была группа в 2001 году
Парламент
В парламенте
тяжелая энергетика. Единственное спокойное место, где себя чувствуешь свободно,
- это буфет. Там все как в нормальной
жизни. Более того, даже сами депутаты там становятся другими: сосиски и
адыгейский сыр с медом делают с ними чудо.
Если говорить
серьезно, парламент - это зеркало всего,
что происходит в стране. Причину “не тех” депутатов нужно искать в обществе.
Люди, которые приходят в парламент, - они же не из космоса спустились и не из другой
страны приехали. Почему-то украинское общество выбрасывает наверх именно таких
людей, а не других.
Да, в
парламенте есть хорошие и порядочные, но их не так много, иначе все было бы
по-другому.
Говоря о
порядочности в политике, я имею в виду глобальные моральные принципы: не прогибаться,
не опускать голову, а если ты уже пошел в парламент, не ставь интересы своей
семьи выше интересов страны. Конечно, все любят своих детей и хотят, чтобы у
них все было хорошо, но если ты ставишь интересы своих детей выше, чем интересы
страны, будучи политиком, - это
непорядочно.
Когда я был в
парламенте, у меня не возникало депрессии, но было тяжело. Из тебя высасывают
все соки - я же искренне ко всему
относился, в том числе и к работе в парламенте. Как человек творческий, все
время хотел заниматься творчеством, а там это трудно совмещать. Потому что из
тебя высасывают все соки. Меня начало тяготить: мало того что я жертвую
творчеством, так еще и нахожусь в ситуации театра абсурда. Я все время себя
чувствовал героем Процесса [романа] Франца Кафки.
Когда ты туда
приходишь, остается три варианта. Согласиться стать таким, как все, и
прогнуться. Второй вариант - не
сдаваться, но тогда сама система сделает из тебя изгоя. Ты станешь, будучи
нормальным человеком, ненормальным. Потому что таких мало. И будешь постепенно
маргинализироваться. И третий вариант - уйти
оттуда. Поскольку я не похож на второго и никогда не занимаюсь первым, выбрал
третий вариант. Тем более что в моем случае этот вариант даже более эффективен.
Я вне парламента, и, будучи независимым, делаю гораздо больше.
Предоставлено пресс-службой группы Океана Ельзи
Святослав Вакарчук (на фото - слева) и остальные океаны в Париже в конце 1990-х годов
Общество
Украинское
общество не привыкло к тому, что каждый человек - сам хозяин своей судьбы. Мы привыкли, что за
нас кто-то что-то сделает. У меня нет никаких иллюзий по поводу того, что
сингулярные выборы президента или парламента способны что-то решить. Конечно,
иногда такие люди, как президент, такие институты, как парламент или Кабинет Министров,
могут сделать очень важный шаг в истории, который никто, кроме них, не сделает.
Например, Соглашение об ассоциации с ЕС - это очень важно.
Но я боюсь,
что опять все будут ждать чуда, а чуда не произойдет. Потому что чудо в ином.
Чудо - в ежедневной тяжелой работе
каждого человека над собой. Не хочешь работать на государство - работай на себя. У тебя не хватает образования
- займись самообразованием. Если у тебя
грязный подъезд - пойди убери.
Постепенно это приносит какие-то плоды.
Дом
В Украине
есть единственное место, где я могу расслабиться и не думать о том, что [нахожусь] в центре внимания, - мой дом. Я научился с этим жить. Папарацци не
дежурят. У меня есть большое подозрение, что вся преувеличенная охота за
звездами - желание самих звезд. Есть
очень простой способ, чтобы тебя не было в светской хронике, - никуда не ходить, и тебя там не будет. Я на
себе пробовал - работает.
Страны и города
Если бы можно
было сделать смесь Англии и Испании, для меня это был бы идеальный коктейль. Чтобы
английский стиль, английская фундаментальность, чувство вкуса, при этом
испанская погода, испанская открытость, кухня и настроение.
В Азии мой
любимый город, из тех, что я видел, - Гонконг. В Европе много любимых городов.
Недавно я вернулся из Мадрида. Никогда не думал, что Мадрид такой красивый.
Открыл его для себя случайно. В Европе мне нравятся Лондон, Прага, маленькие
итальянские города в Тоскане, Флоренция, Амстердам.
Чем старше
становлюсь, тем чаще оцениваю города с прицелом: смог бы я там жить или нет? Венеция
изумительно красивая, но жутко неудобная. А вот Мадрид идеален для жизни: из
центра в 14:00 мы доехали в аэропорт за 17 минут. Причем он за городом, как и
Борисполь.
Сакура
Одна из
причин, почему я хочу сделать более осознанную длительную паузу в концертах
после нашего 20-летия, - желание поездить.
Хочется побывать везде. Я уже пять лет не могу попасть в Японию. Потому что я
хочу поехать туда или в марте-апреле, когда цветет сакура, или в начале октября
- это лучшее время. Но у меня постоянно
концерты. Хочется поехать в путешествие в Австралию и Новую Зеландию. Или в
Южную Америку. Если все получится, на Новый год поедем с друзьями в Перу.
Какие-нибудь африканские джунгли мне тоже интересны. Даже в Антарктиду я бы поехал.
Хотя туда, наверное, не в первую очередь.
Стадионные выступления
Выступление [посвященное 20-летию
группы] будет не
одно. Мы хотели бы, чтобы концерты прошли в нескольких городах Украины, России
и Беларуси. Во всех городах, в которых логично это сделать, мы постараемся их
провести. Это будут большие стадионные концерты. В качестве зрителя - я точно не помню, но, кажется, на открытом
стадионном концерте в последний раз я был, когда еще учился в школе: поехал в
Канаду и попал на концерт группы The Rolling Stones. Это было 23 года назад.
Фото: Корреспондент
7 вопросов к
Святославу Вакарчуку
Главная
черта вашего характера?
Настойчивость
и упорство.
Качество,
которое вы больше всего цените в людях?
Больше
всего ценю глубоких людей. Это подразумевает под собой много качеств. Бывают
люди с отрицательной энергетикой, с которыми тебе некомфортно. Но ты ценишь
этого человека, потому что точно знаешь, что он видит всю палитру и в том числе
тебя насквозь. А быть с человеком, который не может понять тебя априори,
неинтересно.
Ваш
главный недостаток?
Упрямство.
С
кем из ныне живущих людей вы хотели бы встретиться?
С
ныне живущими участниками групп Led Zeppelin и The Beatles, с Китом Ричардсом из The Rolling Stones, да и с Миком
Джаггером тоже. Я бы хотел встретиться со всеми футболистами ФК Барселона - с теми, кто сейчас играет, и с теми, кто уже
давно не играет. Со многими писателями, которых сейчас читаю. Например, с английским
лауреатом Букеровской премии Говардом Джейкобсоном: я недавно прочитал его
книгу. Очень хотел встретиться со знаменитым футурологом Мичио Каку, когда он
приезжал в Киев, но меня не было в тот момент в городе. Мне интересно было бы
пообщаться с Биллом Клинтоном: он, конечно, выдающийся человек. Еще интересно
было бы поговорить с [последним советским руководителем Михаилом] Горбачевым.
Ваше
состояние духа в нынешний момент?
Ты
стоишь на трамплине, где есть вода, в которую можешь прыгнуть. Не дом, с
которого хочешь прыгнуть, а именно бассейн с водой или океан. Ты еще не
прыгнул, может, и не прыгнешь, но стоишь на этом трамплине.
Ваши
любимые писатели?
Мне
не очень нравится стиль письма [Федора] Достоевского, но я
безумно люблю его смыслы, люблю то, о чем он пишет. По стилю письма мне очень нравится
[Антон] Чехов. Фантастические
петербургские повести [Николая] Гоголя: Нос, Шинель, Записки сумасшедшего. Мой любимый украинский писатель - Иван Франко: лучше здесь я ничего не встречал.
В
Америке нравится [Фрэнсис Скотт] Фицджеральд. Недавно я открыл для себя португальского писателя
Жозе Сараманго, нобелевского лауреата. Совершенно другая эстетика, это что-то
совсем другое. Из немцев нравятся Герман Гессе и Томас Манн. На меня произвела
впечатление книга Гойя Лиона Фейхтвангера.
Плюс
много произведений античной классической школы. Одна из моих настольных книг - Моральные письма к Луцилию Сенеки. Очень сильная
вещь.
Что
для вас самое большое счастье?
Творчество.
Фото: Корреспондент
Из океана фактов
- Первое публичное выступление группы Океан Ельзи состоялось 12 января 1995 года во Львове, перед оперным театром. Количество зрителей - более 7 тыс. - стало для молодых музыкантов полной неожиданностью.
- Первое зарубежное выступление ОЕ прошло в июле 1996-го в немецком городе Гернсбахе.
- Тур в поддержку альбома Dolce vita, проходивший с марта по декабрь 2010 года, охватил три части света, от Владивостока до Сан-Франциско, а его протяженность составила 91.651 км (больше двух оборотов вокруг Земли).
- Альбом Суперсиметрія (2003) впервые в Украине получил статус дважды платинового.
- В сентябре 2005-го состоялся релиз альбома Gloria, за первые шесть часов продаж ставшего платиновым: тогда продали 106 тыс. экземпляров.
- В сентябре 2011 года ОЕ стал первой украинской рок-группой, отыгравшей концерт в Государственном Кремлевском дворце в Москве.
- Всеукраинский тур Земля (2013), в рамках которого выступления ОЕ прошли в 27 городах - в основном на стадионах и во дворцах спорта, - стал самым масштабным во всей концертной истории Украины.
- С момента создания группа выпустила восемь студийных альбомов, четыре сингла, съездила в 14 туров и выступила на 30 фестивалях.
***
Этот материал опубликован в №41 журнала Корреспондент
от 18 октября 2013 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в
полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала
Корреспондент, опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.