Министр внутренних дел Великобритании Джек Строу представил общественности новое полицейское подразделение по борьбе с кибер-преступностью - "Национальное подразделение по борьбе с преступлениями в сфере высоких технологий" (National High Tech Crime Unit - NHTCU).
Кибер-спеназ появился как ответ на все возрастающую активность преступников в сфере высоких технологий. Основной функцией NHTCU станет борьба с организованной кибер-преступностью, под которой подразумевается хакерство, недавно приравненное британским законодательством к терроризму, и различные финансовые мошенничества с использованием высоких технологий, сообщает «Нетоскоп».
На развитие новой службы правительство уже выделило 25 миллионов фунтов стерлингов (около 46 миллионов долларов). Новое подразделение состоит из 80 человек, половина его сотрудников будет работать в провинции, оказывая помощь местной полиции в расследовании преступлений, связанных с высокими технологиями. Прочие же займутся выявлением кибер-преступников в Сети, способами, законность которых с точки зрения прав человека у массы экспертов вызывает весьма серьезные сомнения. Заниматься отловом преступников в Сети можно только одним способом - постоянно сканируя трафик и прежде всего электронную почту. Естественно, что сорок человек не способны перлюстрировать весь трафик Великобритании, для этого кибер-спецназ при необходимости будет прибегать к помощи простых полицейских, которые уже заявили, что перспектива читать гигабайты личной переписки англичан не вызывает у них ни малейшего энтузиазма.
На той же пресс-конференции министр внутренних дел сообщил журналистам, что Великобритании необходимы новые законы, которые позволили бы эффективно бороться с кибер-преступностью. В частности, полиция предлагает ввести закон, согласно которому весь трафик, идущий на Великобританию, сохранялся бы в течение 5 лет. Обязанность по хранению трафика, под которым, опять таки, подразумевается прежде всего электронная почта будет, естественно, возложена на провайдеров.
Как явствует из заявления Джека Строу, новое полицейское подразделение сделает Интернет (британский его сектор) местом безопасного серфинга для добропорядочных английских граждан.
"Новые технологии несут законопослушным гражданам огромные преимущества, но дают также и неограниченные возможности для многочисленных преступников, от финансовых мошенников, до сексуальных маньяков и педофилов, - сказал Строу в своем заявлении. - Мы намерены сделать Соединенное Королевство лучшим и безопаснейшим местом в мире для электронной коммерции. Мы также намерены позаботиться о наших детях, полностью защитив их в их онлайновых странствиях". "И так далее, и тому подобное", - добавляет уже от себя онлайновый журнал The Register, у которого организация нового кибер-полицейского подразделения явно не вызывает энтузиазма.
И понятно, почему: это далеко не первый законопроект, вызывающий серьезные нарекания не только у различных общественных, но и правительственных организаций по защите прав человека.
В октябре прошлого года британское правительство обнародовало правила, согласно которым компании-работодатели получили право на прослушивание телефонных разговоров и просмотр электронной почты своих сотрудников. Таким образом, слежка была введена в нормальную бизнес-практику Британии.
Данные правила являются частью закона RIP (Regulations of Investigatory Powers), который также устанавливает слежку за трафиком интернет-провайдеров, обязывает всех граждан предоставлять компетентным органам любые пароли или криптографические ключи и содержит достаточное количество других положений, мало сочетаемых с понятием "права человека". По мнению специалистов, от подобной тотальной слежки далек даже российский СОРМ. Как справедливо заметил Тони Бенн, член британского парламента и бывший министр технологий, таким законом мог бы гордиться Иосиф Виссарионович, если бы в его времена существовали соответствующие технологии.
Напомним, что правительства континентальной Европы очень неодобрительно относятся к политике Великобритании в отношении прав человека в виртуальном пространстве. В частности, парламент и правительство Франции неоднократно заявляли протест по поводу участия Великобритании в проекте Echelon, существование которого, правда, до сих пор не доказано, хотя и не опровергнуто.