Корпорация Intel планирует при поддержке Всеукраинской ассоциации компьютерных клубов (ВАКК) провести на Украине ряд акций по продвижению высоких технологий. По предварительным сведениям, проекты Intel связаны с компьютерными играми и сферой образования. Договоренность уже почти достигнута, но руководство ВАКК в лице председателя ассоциации Александра Бернатовича предпочитает пока не разглашать никаких подробностей. Официально о проектах будет объявлено позднее, пишет российское издание "Компьюлента".
"Компьюлента" уже неоднократно сообщала о деятельности ВАКК и о событиях, происходящих в настоящее время на Украине в связи с активизацией борьбы отдельных коммерческих компаний с компьютерными пиратами. Как известно, в феврале прошлого года, Международный альянс по защите интеллектуальной собственности потребовал занесения Италии и Украины в список стран, пренебрегающих защитой американской интеллектуальной собственности, и в конце концов, (а точнее, в конце декабря прошлого года) против Украины были введены экономические санкции.
Это случилось, несмотря на то, что еще весной 2001 года на Украине началась форменная охота на пиратов. Правда, в итоге, она вылилась в охоту не столько на пиратов, сколько на украинские компьютерные клубы, которые повально использовали нелегальные копии программного обеспечения. Особенно это касалось, конечно же, Microsoft Windows и игр. По некоторым сведениям, "охоту на пиратов" инициировало непосредственно представительство Microsoft в СНГ.
К осени ситуация с клубами стала накаляться: сотням и сотням компьютерных клубов угрожало скорое закрытие, поскольку денег на легализацию софта почти ни у кого не было. В итоге, чтобы защитить свои интересы, а по сути, и вообще всю украинскую отрасль компьютерного сервиса, была сформирована Всеукраинская ассоциация компьютерных клубов, которая начала переговоры как с производителями проприетарного ПО (в первую очередь, естественно, Microsoft и разработчиками игр), так и с компаниями, специализирующимися на открытом софте. В результате, удалось добиться того, что Microsoft объявила мораторий на преследование пользователей нелицензионного софта, сроком действия с 8 апреля до 1 сентября 2002 года. Как сообщил корреспонденту "Компьюленты" президент ВАКК Александр Бернатович, ввести этот мораторий представители украинских клубов предлагали еще в ноябре 2001 года, однако в Microsoft, видимо, долго раздумывали.
"Смысл моратория в том, что юридический представитель Microsoft по Украине (юридическая компания "Салком") не будет подавать иски против клубов, даже если правоохранительные органы зафиксируют нарушения авторских прав Microsoft. По некоторым данным, мораторий может быть продлен до конца года. С помощью посольства США удалось-таки, после долгих колебаний, этот мораторий объявить. Существенную роль сыграло и ожидание принятия распоряжения президента Украины "О развитии сети компьютерных клубов Украины", сообщил Александр Бернатович.
Однако самая позитивная роль моратория, по его мнению, состоит не в отсрочке исков, а в признании роли общественных организаций (в частности, ВАКК). Объявление моратория позволило вести конструктивные переговоры с ассоциацией IDSA, объединяющей 28 американских фирм-производителей игрового софта. "Первым же вопросом вице-президента Рика Хирша ко мне было: а правда, что Microsoft объявила мораторий? Майкрософт тоже входит в IDSA", - пишет председатель ВАКК. - "Я предложил Рику Хиршу план из нескольких этапов. Первый этап - мораторий, второй - украинизация игр, и так далее (этот план изложен в письме к Эрику Шварцу на нашем сайте www.uacc.org.ua). Кроме того, в заявлениях представителей Microsoft содержится информация о том, что они будут вести переговоры с российскими компаниями о поддержке их моратория своими аналогичными мораториями. Результат их переговоров мне неизвестен".
ВАКК продолжает вести активные переговоры с производителями программного обеспечения. Основная цель - добиться от разработчиков игр и проприетарного ПО специальной политики для Украины. "Когда я был у руководства IDSA в прошлом году, они говорили, что с территории Украины они не получили ни копейки, - пишет Бернатович. - А предлагаемая схема поэтапной легализации игр даст возможность что-то с Украины все же получать. Ведь тут обманывать не имеет смысла - пиратские копии и так абсолютно доступны. А по нашей программе будет определен юридический представитель IDSA, который будет следить, как выполняется соглашение".
То же самое касается и российских производителей. В телефонном разговоре с корреспондентом "Компьюленты" Бернатович сообщил, что ВАКК удалось договориться с 1С (кстати, уже подавшей 15 исковых заявлений о нарушении своих прав) о поставках игр не в коробочных версиях, а в "джевелах" (DVD-упаковках). Этот проект в украинских клубах может пойти, считает руководитель ВАКК. Но если не удастся решить проблемы с играми европейских или американских производителей, то эффект получится совершенно обратным. Основные игры, все-таки, поставляются не 1С, хотя они и достаточно популярны на Украине. Однако, учитывая, что 1С стал подавать исковые заявления, многие клубы, чей "репертуар" по-прежнему состоит, в основном, из нелицензионных игр зарубежных производителей, могут просто-напросто исключить из ассортимента продукцию 1С, и компания останется ни с чем. По мнению Бернатовича, 1С следует провести на Украине широкую кампанию по продвижению марки и своей продукции; ВАКК, со своей стороны, будет активно этому способствовать.
По словам Бернатовича, западные производители ведут себя довольно пассивно. Как сообщил Бернатович, представители западных компаний задают десятки вопросов, но все это делается вяло и неохотно. "По их вялой реакции, я вижу, что специальная программа работы на Украине не противоречит их политике, но в то же время и не слишком интересна. Они не уверены, что что-то получат с такого "вороватого государства", а мы им говорим: "Ребята, а чем вы рискуете, вы ведь и так ничего не получаете! Так давайте попробуем. Мы ведь не говорим, дайте нам денег… А все ищут какой-то подвох".
Между тем, по словам Бернатовича, его деятельность активно поддерживают в американском посольстве в Киеве, поэтому переговоры вести несколько легче, чем это могло быть. Однако проблема пассивности производителей игр остается.