Фото: International Journal of Osteoarchaeology
На черепе Филипо ди Медичи видна характерная деформация
Анализ найденных в 2004 году во Флоренции останков несовершеннолетних членов семейства Медичи выявил, что потомки правящей семьи из-за сурового дворцового режима и особенностей питания страдали рахитом. Исследование напечатано в журнале International Journal of Osteoarchaeology, а его резюме опубликовал Nature News.
Девять скелетов были найдены в тайной крипте под плитой пола Сан-Лоренцо, семейной часовни семейства Медичи. Общий вид скелетов и их гистологическое исследование выявило, что у шести из девяти несовершеннолетних членов семьи наблюдались четкие признаки рахита - искривленность и пористость костей.
Отмечается, что рахитом страдали даже новорожденные Медичи, хотя обычно в первые полгода детям достается важный для роста костей витамин D из молока матери. По мнению ученых, это признак того, что дефицит витамина D был отмечен и у самих взрослых матерей или кормилиц.
Добавим, что рахит вызывает недостаточная минерализация костей из-за трудностей усваивания кальция при нехватке витамина D. Сам витамин (гидроксилированный холикальциферол) производиться организмом из провитамина (эргокальциферола) под влиянием небольшого количества ультрафиолетового света.
По мнению авторов исследования, дефицит витамина у Медичи был спровоцирован постоянным проживанием в комнатах, практически лишенных света солнца, скрывающей кожу одеждой, а также долгим грудным вскармливанием без добавок животной пищи. Признаки искривления черепа (с поправкой на маньеристский характер письма Понтормо, Бронзино и Биццели) можно обнаружить у детей Медичи даже на прижизненных изображениях
Вопреки огромному состоянию, представители Медичи даже до получения титула герцогов не отличались здоровьем. Так, многие из них болели подагрой. К примеру, Пьеро ди Козимо, отец Лоренцо Великолепного, мог двигаться лишь с посторонней помощью на носилках. Кроме того, недавно объектом исследования биологов стала последний представитель Медичи - Анна Мария Луиза. Ученые выяснили, что вопреки историческим документам, герцогиня умерла не от сифилиса, а, вероятно, от рака груди.
Ранее сообщалось, что ученые обнаружили, что неандертальцы тоже болели раком.