Фото: АР
Геймеры подбирают структуру белков более эффективно, чем компьютерные программы
Американские разработчики компьютерной игры Foldit пришли к выводу, что люди увлекающиеся компьютерными играми очень сообразительны в научной работе.
Геймеры способны подбирать структуру белков более эффективно, чем компьютерные программы, которые задействуют очень мощные вычислительные ресурсы.
На сегодняшний день для предсказания структуры белков используются компьютерные программы, которые перебирают возможные варианты сворачивания белка, определяя, какой из них является наиболее вероятным. Такие программы требуют очень серьезных вычислительных мощностей - с ними могут справиться только суперкомпьютеры.
Обычно компьютерные программы очень эффективно вычисляют оптимальную конфигурацию белка в целом, но на последних этапах они начинают выдавать не точные данные. Авторы новой работы решили задействовать на этих этапах людей - в 2008 году они создали игру Foldit, игрокам которой начисляются очки за подбор наиболее энергетически выгодной конфигурации белка.
Геймеры подбирают структуру белков, а компьютер определяет, насколько низка энергия получающихся конструкций. Анализ результатов, полученных лучшими игроками в Foldit, показал, что для 10 белков полученные ими пространственные структуры оказались более похожими на конформацию, предсказанную учеными, чем конформации, полученные компьютерными программами.
Белки - это полимеры, состоящие из молекул аминокислот. В живых системах каждый белок имеет строго определенную пространственную организацию, однако ее невозможно предсказать однозначно, даже зная последовательность составляющих белок аминокислот. Различные части белка организованы так, чтобы итоговая конструкция обладала минимальной свободной энергией по сравнению с другими возможными вариантами.
Напомним, в прошлом году группа специалистов из Центров по контролю и профилактике заболеваний опубликовала нелицеприятный портрет среднестатистического геймера.