Фото: Reuters
Казахстан и Россия спорят по поводу Байконура
Как спор вокруг космодрома Байконур отразится на отношениях Казахстана и России, выяснял корреспондент DW.
24-25 января министр иностранных дел РК Ерлан Идрисов находился с официальным визитом в России. В ходе двусторонних переговоров обсуждались и проблемы Каспия, и вопросы взаимодействия Астаны и Москвы в рамках международных организаций. Но главной темой визита Идрисова в Россию, как сообщают казахстанские СМИ, стало разрешение конфликтной ситуации между РК и РФ, связанной с использованием космодрома "Байконур". Определенную роль в ней сыграло заявление председателя Национального космического агентства РК Талгата Мусабаева о возможности пересмотра Казахстаном соглашения об аренде Россией космодрома "Байконур", а также одностороннее введение официальной Астаной ограничения пусков ракет-носителей "Протон-М" в 2013 году до 12 из-за загрязнения окружающей среды.
"Черные метки" Москвы
Это решение властей Казахстана вызвало широкий общественный резонанс как внутри страны, так и за ее пределами. Развернулась полемика и в социальных сетях. Большинство казахстанских пользователей поддержало решение Астаны, но все же выразило сомнение в том, что власти Казахстана устоят перед недовольством Москвы. Так, сопредседатель оппозиционной партии ОСДП "Азат" Булат Абилов на своей страничке в Facebook заметил: "Держу пари, что Казахстан включит "заднюю" по Байконуру... русские знают, как слать "черную метку".
Реакция российского МИДа
После первой ноты российского МИДа по поводу заявления Мусабаева представитель внешнеполитического ведомства РК отметил, что журналисты неправильно истолковали слова главы казахстанского космического агентства, сам же Талгат Мусабаев заявил: "Никакого высказывания я не делал, ничего не говорил, ничего не знаю!".
После второй ноты, опубликованной 22 января в российской газете "Известия", где в ответ на ограничение пусков "Протона-М" Россия пригрозила Казахстану прекратить сотрудничество в области освоения космоса по всем совместным проектам, МИД РК сообщил, что никакой ноты не получал. А его глава Ерлан Идрисов, срочно вылетевший в Москву, подчеркнул, хоть и с некоторыми оговорками, что Казахстан не намерен отказываться от сотрудничества с Россией в космической отрасли.
С надеждой на консенсус
"Я уже говорил и повторю еще раз, что обе страны взяли на себя обязательства по совместному использованию Байконура и должны их неукоснительно соблюдать ", - заметил в интервью DW первый казахский космонавт, герой Советского Союза Тохтар Аубакиров. Что касается ограничений пуска "Протона", то здесь точка зрения Аубакирова однозначна: "Правильно ограничили! Во времена Советского Союза по экологическим нормам существовали ограничения на запуск "Протонов" - не более 12 в год".
Аубакиров считает, что Россия не ведет с Казахстаном равноправный диалог. "Мы все время слышим из Москвы - мы уедем, мы уедем. Грозят то одним, то другим. Время запугивания прошло. Но мы продолжаем видеть имперские замашки со стороны России. Я надеюсь, что в итоге мы придем к консенсусу после визита Идрисова в Москву", - заявил он.
Байконур как показатель отношений
Ждут позитивных новостей от Ержана Идрисова и представители бизнес-сообщества Казахстана. Так, бизнесмен из Алма-Аты Алмас Садвакасов в разговоре с корреспондентом DW заметил, что устал от бесцеремонности россиян: "Разговаривать с их чиновниками и предпринимателями просто невозможно. Они смотрят на меня, на моих друзей так, как будто мы люди второго сорта. Так и бизнес свой ведут - они всегда хорошие и правые, а мы недоразумение природы". Садвакасов выразил надежду на то, что проблемы, связанные с "Байконуром" и "Протонами" будут решены и это позитивно отразится на остальных сферах казахстанско-российского сотрудничества.
Между тем советник президента Назарбаева по политическим вопросам Ермухамет Ертысбаев, отвечая на вопросы DW, предложил не придавать какого-либо значения разговорам об ухудшении отношений двух стран. По его словам: "Никаких серьезных разногласий в отношениях Казахстана с Россией нет и не будет. Где еще в мире два президента встречаются 10-12 раз в год?! Они постоянно поддерживают контакт, отношения соответственно нормальные". При этом, по мнению Ертысбаева, периодически возникающие недоразумения появляются исключительно из-за непродуманных слов и действий отдельных чиновников на местах.
Источник: Русская служба DW