Корреспондент.net,  28 февраля 2013, 09:25
Фото: АР
Ученые проследили за вращением черных дыр

Телескоп NuSTAR изучил сверхмассивную черную дыру в галактике NGC1365 и получил данные, которые позволили ученым вычислить скорость и направление вращения подобных космических объектов.

Исследование проводила группа астрофизиков под руководством Фионы Харрисон из Калифорнийского технологического института в Пасадене.

Как выяснили ученые, крупные черные дыры в центрах галактик вращаются с очень высокой скоростью. Впрочем, исследователи отмечают, что изучение черных дыр усложняется их природой, препятствующей "побегу" света или материи из ближайших ее окрестностей. Поэтому астрофизики изучают их по искривлению пространства, которое возникает из-за огромной массы черной дыры.

Хариссон и ее коллеги проанализировали спектр излучения ядра галактики NGC1365 в самой "верхней" части рентгеновского диапазона, объединив данные, полученные космическим телескопом NuSTAR и его "коллегой" XMM-Newton.

Выяснилось, что черная дыра в центре исследуемой галактики вращается очень быстро, , достигая 84% от максимально возможного значения угловой скорости.

Ученые отмечают, что их открытие ставит под сомнение возможность формирования таких черных дыр внутри облаков пыли и газа, что ранее считалось одной из правдоподобных гипотез их развития.

По словам ученых, "разгон" черной дыры потребовал бы гигантской плотности газа, что невозможно из-за его быстрого разогрева излучением джета и последующего разрушения. По всей видимости, сверхмассивные черные дыры набирали массу "порциями", периодически поглощая относительно большие и плотные куски материи. Это и привело к их "разгону" до сверхвысоких скоростей, заключают астрономы.

Ранее американские астрономы заявили, что останки сверхновой W49B в созвездии Орла могут таить в себе самую молодую черную дыру в нашей Галактике.