Глобальное потепление замедлилось благодаря борьбе с озоновой дырой - ученые

Корреспондент.net,  12 ноября 2013, 10:10
Глобальное потепление замедлилось благодаря борьбе с озоновой дырой - ученые
Фото: Nature Geoscience

Группа ученых из Мексики и США выяснили, что рост температуры на планете связан с рядом событий в истории ХХ века.

В ходе исследования ученые выявили связь парникового эффекта с мировыми войнами, Великой депрессией, а также обнаружили положительный эффект Монреальского протокола, который был подписан вовсе не ради борьбы с глобальным потеплением.

Монреальский протокол, по сути, является решением отказаться от производства веществ, ответственных за образование озоновой дыры, в частности, фреонов.

Аргументы, которыми руководствовались при принятии Монреальского протокола, были не связаны с изменением климата. С разрушением озона было предложено бороться потому, что озон задерживает ультрафиолетовое излучение. Монреальский (в отличие от Киотского) протокол смогли реализовать на практике и концентрация озона стала медленно увеличиваться.

Ученые подчеркнули, что они сделали упор на анализ реальных статистических данных, а не на моделирование атмосферы. Полноценное исследование связей между углекислым газом, озоном, температурой и другими факторами затруднено сложностью таких взаимодействий.

Так, рост концентрации CO2 ведет к разогреву тропосферы и одновременно вызывает падение средней температуры в расположенной выше стратосфере. Это, в свою очередь, повышает концентрацию озона, который тоже является парниковым газом.

Глобальная циркуляция воздушных масс приводит к возникновению над Антарктидой локального минимума концентрации озона, поэтому модели должны учитывать еще и воздушные потоки во всей толще атмосферы.

Отметим, что недавно ученые получили доказательства затягивания бреши в озоновом слое. Об этом свидетельствуют наблюдения со спутников Aura и Suomi NPP.