Двойной временный. Физики обнаружили новый тип хаоса

Корреспондент.net,  15 ноября 2013, 09:36
Двойной временный. Физики обнаружили новый тип хаоса
Фото: physics.aps.org
Пример фрактала-аттрактора

Международная группа ученых обнаружила в диссипативных физических системах новый вид хаоса - двойной временный хаос.

По словам ученых, открытый ими хаос может быть довольно распространенным.

Диссипативными называются физические системы, которые со временем теряют энергию. При этом термин "хаос" применительно к физическим системам, вообще говоря, не имеет строгого определения.

Считается, что хаотическая система должна сильно зависеть от начальных условий. То есть, при малом их изменении она способна демонстрировать совершенно разное поведение.

В рамках работы ученые рассматривали магнитный маятник, то есть маятник, на который действуют магнитные силы, гравитация, а также сила сопротивления воздуха. Со временем, без притока энергии извне, движения маятника останавливается.

Оказалось, что в таких системах количество траекторий, наматывающихся на аттрактор, меняется со временем. Из-за этого привычного для хаотической динамике объекта нет, но есть некоторая фракталообразная структура с некоторой степенью самоподобия, отмечается в работе ученых.

По утверждению исследователей, описанное ими поведения является типичным и может встречаться в моделях химических реакция, эволюции двойных звезд и многих других.