На дне Байкала обнаружен источник нефти

Корреспондент.net,  7 августа 2008, 09:22
На дне Байкала обнаружен источник нефти
Фото: АР
МИР-1

Глубоководные обитаемые аппараты Мир-1 и Мир-2 в ходе очередного погружения на дно Байкала в рамках международной научно-исследовательской экспедиции обнаружили там источник нефти.

Об этом сообщил академик Михаил Грачев, возглавляющий Лимнологический институт Сибирского отделения РАН, сотрудники которого принимают участие в экспедиции. По его словам, источник нефти был обнаружен южнее выхода из Баргузинского залива - самого крупного залива Байкала - на глубине около 850 метров.

"Оказывается, что в этой нефти живет большое количество живых организмов. Мы будем исследовать все - и нефть, и ее разрушение, и микробов, и физические свойства и так далее. Это нужно для фундаментальной науки и для практических целей", - заявил Грачев.

Известно, что глубоководные батискафы с сотрудниками Лимнологического института, которые занимаются изучением функционирования экосистемы Байкала, совершили погружения 4 и 6 августа 2008 года. В ходе этих миссий ученые обнаружили в Байкале ранее неизвестного червя, а вот место, из которого в озеро попадает нефть, удалось обнаружить лишь сейчас.

Ежегодно в воды Байкала со дна поступает около четырех тонн нефти. Дно озера покрыто трещинами и разломами, через которые и выходит нефть, которая потом поглощается микроорганизмами, благодаря чему она не распространяется по озеру и локализуется.

Ученые полагают, что у восточного берега Байкала есть также и другие места, из которых поступает нефть. Именно эти источники и попытаются обнаружить участники экспедиции в ходе дальнейших погружений.

Напомним, что научная экспедиция рассчитана на два года и в ее рамках предполагается совершить на аппаратах Мир-1 и Мир-2 около 160 погружений в разные точки Байкала. В ходе экспедиции запланировано также изучение дна, исследование запасов углеводородов, получение данных о явлениях тектонического порядка, осмотр археологических артефактов.

Байкал - самое глубоководное озеро на планете. Оно находится на юге Восточной Сибири и  считается самым глубоким озером планеты. Включено в список всемирного природного наследия ЮНЕСКО, так как множество обитающих в озере животных и растений не встречаются больше ни в одном водоеме земного шара. В Байкале 848 видов эндемичных животных (около 60%) и 133 вида эндемичных растений (15%). В озере обитает 52 вида рыб нескольких семейств.