Международный аэропорт Борисполь рвется в крепкие европейские середняки. С теснотой в терминалах будет покончено уже в следующем году, за улучшение качества сервиса берутся иностранные компании.
A, В, C, D, F - это не английский алфавит, а название пяти терминалов международного аэропорта Борисполь. А рассчитан на внутренние рейсы и по техническому состоянию едва дотягивает до уровня автовокзала областного центра. В - захлебнулся быстро возрастающим международным пассажиропотоком. Терминал С предназначен для официальных и государственных делегаций. D только строится, а F торжественно открыт 21 сентября нынешнего года. Но в тот же день тихонечко прикрыт на доработку мелочей.
Президент Виктор Янукович обещал в течение нескольких лет совершить такие масштабные преобразования в главном аэропорту страны, что пассажиры его попросту не узнают. "Мы будем строить еще несколько терминалов, что сделает Борисполь одним из лучших современных аэропортов мира", - более чем амбициозно заявил лидер государства.
Вице-премьер Борис Колесников, курирующий модернизацию главных ворот страны, на мировые лавры пока не замахивается, но европейского уровня обещает достичь в ближайшие два года.
Для этого необходимо как минимум пять простых вещей: расширить площадь терминалов, начинить их высокотехнологичным оборудованием, обеспечить комфортную транспортировку пассажиров из аэропорта во внешний мир и обратно, а персоналу - прекратить потрошить чемоданы приезжающих и отъезжающих и хотя бы улыбнуться гостю Украины.
"Человек, который приезжает из-за рубежа, сталкивается с плохо организованными очередями, неулыбчивыми пограничниками и постоянными поломками компьютеров, - жалуется британец Джайлс Фарли, вице-президент ARTA Investment Partners, одной из крупнейших инвесткомпаний, работающих в Украине. - Из-за этого хаоса в пассажирах просыпаются худшие человеческие качества: они толкаются, царапаются и лгут друг другу в отчаянной попытке пройти без очереди и поскорее выбраться из аэропорта".
Азбука Борисполя
На подъезде к аэропорту Борисполь развернута большая стройка. Несколько подъемных кранов и муравейник строителей монтируют крупнейший в стране аэрокомплекс - терминал D. По своей площади - 110 тыс. кв. м - он сопоставим с 20 футбольными полями. Только что возведенный терминал F раз в пять меньше и сопоставим с построенным в августе международным аэропортом Харькова.
Бориспольский аэровокзал разрастается не от хорошей жизни, а от очень хорошей: пассажиропоток здесь стремительно растет. В 2002-м он составлял 1,8 млн чел. в год, а сегодня уже вчетверо больше.
Международный терминал В, 1965 года постройки, трещит по швам. "Он уже сегодняшний пассажиропоток не переваривает, - признает Борис Шахсуваров, директор аэропорта Борисполь. - А если переваривает, то вопреки таким понятиям, как качество, сервис. В летний период жарко, душно, негде сесть".
Исходя из нынешней динамики, к 2012 году пассажиропоток возрастет до 10 млн чел. Согласно плану развития аэропорта к 2030-му Борисполь должен выйти на уровень 30 млн пассажиров в год. Это, по мнению аналитиков, приведет к коллапсу.
"Я жил в восьми странах, - говорит Фарли. - Борисполь это худший аэропорт, через который мне приходилось регулярно летать. Терминал B - физически уродливая конструкция, где слишком мало магазинов и нет настоящего ресторана".
Еще хуже обстоят дела с терминалом А, обеспечивающим внутренние перевозки. Объект устарел еще до ввода в эксплуатацию в 1993 году. Это маленький темный зал ожидания со скромной стойкой бара - единственной точкой общепита.
"Это вообще памятник СССР, - констатирует Колесников. - Ни одной плитки на полу. Здесь не должно быть хуже [чем в международном терминале], это вообще чисто колхозный, советский подход". Закат колхозного подхода обещают с открытием терминала F.
Согласно планам Шахсуварова, к лету 2011-го вылет внутренних рейсов переместится в терминал В - нынешний международный. Новый терминал F временно перетянет на себя часть зарубежных рейсов. За терминалом А пока сохранятся внутренние перелеты, но только на прибытие самолетов.
Когда к 2012 году достроят терминал D, все международные рейсы уйдут под его крышу. В займет нишу внутренних перевозок, F отдадут на обслуживание чартерных рейсов - а это треть украинского рынка пассажирских авиаперевозок и компаний-лоукостов. Терминал А нынешний министр транспорта и связи Украины Константин Ефименко ближе к 2018 году предлагает снести.
Вице-премьер Колесников торопит события. Во время беседы с Корреспондентом он торопливо набрасывает на бумаге нынешнюю схему аэропорта и объясняет свой план: "Можно было построить терминал D в два раза больше, это все снести, - и вице-премьер перечеркивает терминал А, после чего добавляет: - Он вообще не имеет перспективного большого развития".
Идея соединить все терминалы в единый комплекс поддерживается и правительством, и руководством аэропорта. Но долгоиграющий земельный спор между компанией Аэросвит и аэропортом пока этому препятствует. Авиакомпания все еще претендует на часть его земель, а значит, строить на них нельзя.
Навязчивый несервис
Картина, возмутившая Шахсуварова, - перед терминалом В стоит женщина с рупором в руках и горланит на всю площадь: "Кому в город, кому на вокзал? Садись, поехали!".
"Ну это, извините, какой-то базар, - возмущается директор аэропорта. - Расписания нет. Пока не набьется автобус, никуда не поедет".
Выбраться из аэропорта - дело нешуточное. "То, что сейчас обеспечивается компанией с говорящим названием Атасс-Борисполь, иначе как позором не назовешь, - включается в беседу Александр Мироненко, главный редактор Aviation Today, одного из крупнейших интернет-изданий Украины, посвященных авиационной отрасли. - Про назойливых таксистов можно не упоминать. А вы обратили внимание на страшные будки такси перед терминалом B? И это аэропорт европейского класса?!"
Колесников продолжает чертить набросок аэропорта будущего. "Здесь вообще не должно быть какого-то таксиста, - указывает чиновник на центральную площадь. - Вечно эти гаишники что-то там выясняют. Пристают таксисты к пассажирам. За это [ответственны] директор аэропорта и начальник милиции, их надо отправлять в отставку в лучшем для них случае".
Вице-премьер предлагает объявить тендер на эксклюзивное обслуживание пассажиров какой-либо таксомоторной компанией, как это устроено во многих аэропортах мира. Но в стране нет ни одной фирмы с таким парком авто, чтобы обеспечить бесперебойный трансфер всех прилетающих и улетающих клиентов авиакомпаний.
Есть и другие идеи по доставке пассажиров на большую землю. Например, протянуть к аэропорту линию метро или даже железнодорожный путь, который соединит его с центральным ж/д-вокзалом. "Я не уверен, что многовагонные электрички будут заполнены даже при пассажиропотоке в Борисполе 10 млн, - рассуждает Мироненко. - Можно сделать проще - достроить линию от существующей [возле Борисполя] ветки 4 км и пустить с маленьким интервалом рельсовые автобусы".
Человеческий фактор
Единственный в Украине негосударственный международный аэропорт Харьков открыт всего месяц назад. Его хозяин Александр Ярославский стоит перед Корреспондентом и рассуждает о том, как будет строить здесь кадровую политику. "Это один из основных моментов, не менее важный, чем построить аэропорт, - говорит собственник DCH-group. - Вот я его построил - поверьте мне, как-то и персонал подберу, не как-то, а хорошо".
Опыт Борисполя говорит о том, что Ярославский до конца не представляет, какая перед ним трудновыполнимая задача.
Ахиллесова пята украинского сервиса - человеческий фактор. К примеру, персонал международного аэропорта Борисполь набран преимущественно из числа местного населения. "Из киевлян грузчиками сюда никто не едет, - говорит Шахсуваров. - Проблема с грузчиками была, есть и будет". Средняя зарплата в аэропорту невысокая - 3 тыс. грн. Зато полно соблазнов в виде дорогих вещей и легкодоступных чемоданов с ценностями, поэтому воровство - родовое проклятие Борисполя.
Систематические кражи довели Шахсуварова до крайних мер - каждую смену по окончании работы сотрудники проходят через досмотр личных вещей и нередко попадаются на горячем. Однако дело до суда не доходит: в таких случаях пострадавшие редко подают заявления в милицию. Нет жертвы - нет преступления.
Но обыск грузчиков, по словам директора аэропорта, все же делают в присутствии милиции. Им запретили носить на работе мобильные телефоны, а также нельзя при себе иметь сумму свыше 200 грн. Это для того, чтобы никто не смог отвертеться, если при обыске обнаружится дорогая телефонная трубка или, например, 5 тыс. евро.
Кроме того, Шахсуваров создал внутреннюю службу безопасности, куда пригласил на работу бывших милицейских следователей. Говорит, эффект потрясающий. Число жалоб на воровство имущества пассажиров сократился вдвое.
Колесников предлагает действовать еще жестче. "Это [воровство] не работало бы без милиции, без всех служб, которые там работают, — говорит он. - Значит, работает организованная преступная организация. Нужно несколько уголовных дел, желательно с оборотнями в погонах".
Вице-премьер предлагает начать с оснащения всех помещений веб-камерами для слежения за работой персонала, а также привлечь иностранную авиакомпанию, которая научит правильно управлять кадрами.
Сейчас ведутся переговоры правительства с рядом западных операторов - они возьмутся за управление сразу тремя аэропортами: львовским, донецким и бориспольским. Для этой же цели приглашен и Руди Верчелли, бывший директор аэропорта Абу-Даби Интернэшнл. Контракт с ним уже подписан. "Я думаю, через три-четыре недели он возьмет команду западных специалистов, и она будет управлять и одновременно обучать украинскую команду", - делится планами Колесников.
На предложение Корреспондента, почему бы сейчас не отдать аэропорт в аренду в частные руки, как, например, это сделали в Турции, и таким образом ускорить все преобразования, опытный бизнесмен отвечает, что в данном вопросе качество для него важнее, чем скорость. "Если мы хотим пригласить двух-трех [частных операторов] из эмигрантской среды, они скажут: сейчас мы все сделаем, там будет Вася, там Петя, тут чебуречки организуем, это возможно, - замечает вице-премьер. - Но если мы хотим серьезно, то нам нужна компания с именем, и она не возьмется здесь так быстро все организовать".
Поналетели
Годовой пассажиропоток в международном аэропорту Борисполь, млн чел.
- 2002 – 1,806
- 2003 – 2,361
- 2004 – 3,168
- 2005 – 3,933
- 2006 – 4,620
- 2007 – 5,674
- 2008 – 6,664
- 2009 – 5,795
- 2010 (прогноз) – 7.000
Под одним небом
Крупнейшие аэропорты ближайших к Украине стран, конкурирующие с Борисполем (данные Airports Council International, информационно-справочной службы Корреспондента).
Название аэропорта (город, страна) |
Пассажиропоток в 2009 году, чел. |
Год основания аэропорта |
Количество авиакомпаний |
Аэропорт Хитроу (Лондон, Великобритания) |
66.036.957 |
1946 |
94 |
Аэропорт им. Шарля де Голля (Париж, Франция) |
57.906.866 |
1974 |
115 |
Аэропорт Франкфурт-на-Майне (Франкфурт-на-Майне, Германия) |
50.932.840 |
1936 |
123 |
Аэропорт Схипхол (Амстердам, Нидерланды) |
43.570.310 |
1916 |
96 |
Международный аэропорт им. Ататюрка (Стамбул, Турция) |
29.757.384 |
1924 |
84 |
Аэропорт Домодедово (Москва, Россия) |
18.676.077 |
1964 |
71 |
Аэропорт Шереметьево (Москва, Россия) |
14.764.000 |
1959 |
43 |
Аэропорт Рузине (Прага, Чехия) |
11.643.366 |
1937 |
49 |
Варшавский аэропорт им. Фредерика Шопена (Варшава, Польша) |
8.320.927 |
1927 |
36 |
Международный аэропорт Будапешт Ферихедь (Будапешт, Венгрия) |
8.100.000 |
1943 |
39 |
Аэропорт Внуково (Москва, Россия) |
7.731.000 |
1941 |
29 |
Аэропорт Борисполь (Киев, Украина) |
5.795.000 |
1959 |
50 |
Международный аэропорт Генри Коанда (Бухарест, Румыния) |
4.483.661 |
1940 |
38 |
Эта статья опубликована в №37 журнала Корреспондент от 1 октября 2010 года.