Социологи называют поколение сегодняшних выпускников вузов потерянным. Еще никогда перспективы найти работу для молодых специалистов не были столь туманными.
Светлана, 21-летняя киевлянка, столичную Международную академию управления персоналом окончила в июне и тут же поместила свое резюме на русском и английском языках на самых популярных сайтах по поиску работы. Однако те перспективы по трудоустройству, которые перед ней открылись, Светлана называет "либо предложениями интимного характера", либо и вовсе "какой-то бредятиной".
Недавно Светлане позвонил мужчина, назвавшийся директором туристического агентства. Он предложил ей работать у него секретарем. И для того чтобы у потенциального начальника Светланы сложилась в отношении нее полная картина, он попросил выслать ему ее фотографии в купальнике.
Затем Светлана получила загадочное предложение работать в службе охраны в филиале американской фирмы, находящейся на Филиппинах. Оба предложения опешившая Светлана отвергла. За все четыре месяца поиска работы дипломированному менеджеру по маркетингу и рекламе по специальности работы не предложил никто.
Ситуация, в которой оказалась молодая выпускница отечественного вуза, типична для сотен тысяч других молодых и не имеющих опыта работы специалистов. В глобальном плане происходящее - не что иное, как отражение мировых тенденций, говорят социологи. Проблема найти работу - у недавних выпускников во всем мире, особенно во время кризиса. Обеспокоенные этой тенденцией эксперты Международной организации труда (МОТ) даже называют молодежь, недавно вставшую с университетской скамьи, не иначе как потерянным поколением.
Согласно данным наблюдений экспертов МОТ, в мировом масштабе безработица среди молодежи к концу этого года превысит 13%. Это наивысший уровень с 1991 года (около 90% безработных молодых людей проживают в развивающихся странах). Уровень безработицы среди молодежи в западных странах тоже самый высокий за последние 20 лет и приближается к 18%. В общем, с докризисного 2007 года по конец 2009- го число безработных в возрасте от 15 до 24 лет во всем мире выросло почти на 8 млн человек. Для того чтобы лучше представить масштаб бедствия: десять лет подряд, начиная с 1996 года, число безработных росло менее чем всего на 200 тыс. человек в год.
Ситуация с поиском работы в Украине ухудшается в полном соответствии с мировыми тенденциями. По данным Госкомстата, в первый кризисный, 2008-й, год, количество безработных среди молодежи в Украине составляло более 13% - а это в два раза выше, чем среди всего населения (более 6%). В 2009-м пропорция та же: уже около 18% безработных среди молодежи (а это практически каждый пятый) и около 9% среди всего населения.
Без права на шанс
С началом кризиса рынком труда правят работодатели, а не соискатели, подтверждают рекрутеры. Четверка крупнейших в мире компаний, предоставляющих аудиторские и консалтинговые услуги - KPMG, Ernst&Young, PricewaterhouseCoopers и Deloitte, - традиционно присматривалась к недавним выпускникам вузов, предпочитая профессионально образовывать новых сотрудников внутри собственной компании. Но и они сейчас повысили проходимость балла для тестирования даже на младшие позиции в отдел аудита и юридический отдел, говорит Наталья Гилета, национальный менеджер по рекрутменту кадрового холдинга АНКОР в Украине.
Остальные работодатели во время кризиса вообще поменяли политику: основной акцент был сделан на сохранении рабочих мест. "А если новых людей и брали, то только тех, у кого был большой опыт работы", - добавляет она.
22-летняя экономист Ирина, просившая не называть ее фамилию в печати, выпускница Киевского национального экономического университета имени Вадима Гетьмана с уже годичным опытом работы помощником бухгалтера и в области недвижимости, эти изменения ощутила на собственной шкуре.
"Я работу искала до кризиса - звонили каждый десять минут, - говорит она. - Сейчас никто не звонит".
Светлана, та, которой предлагали выслать фотографии в купальнике, в результате согласилась работать в концертном агентстве секретарем. "С чего-то начинать надо", - объясняет она. Согласно данным того же исследования МОТ, рост числа безработных среди молодежи в Восточной Европе (3,5%) к концу 2009 года был несколько ниже, чем в Западной (4,6%). По мнению экономистов этой организации, только потому, что молодежь в странах бывшего Восточного блока чаще, чем их сверстники на Западе, мирится с тем, что работодатели решают сократить им зарплату и добавить нагрузку. Западная молодежь не так боится потерять работу и может жить на пособие по безработице.
22-летний Алексей Ящук по окончании Украинского государственного университета финансов и международной торговли вообще был вынужден вернуться жить в родной Бердичев, к родителям. Найти работу в столице сейчас ему не светит. Вроде бы и опыт работы какой-никакой у него есть - по три часа в день во время учебы подрабатывал и помощником менеджера, и курьером, и менеджером по продажам, - а результат все равно нулевой.
"Практически все работодатели требуют опыт работы, а где его взять? - недоумевает Ящук. - Знания носят теоретический характер. Трудно прийти и показаться нужным. Сейчас все решают связи".
Поэтому 23-летний Дмитрий, просивший не называть его фамилию, имея степень магистра международного бизнеса и степень в логистике, три месяца безуспешно искал работу по окончании киевского вуза. Теперь он занимается развитием семейного бизнеса с родителями и живет в Радомышле, в 100 км от Киева. Все, чем ему предлагали заняться потенциальные работодатели, был сетевой маркетинг, говорит он. Либо для начала работы претенденту предлагали внести начальный капитал в 2 тыс. грн.
"Обидно, очень сильно обидно, - говорит он о постоянно захлопывающимися перед ним дверями офисов. - Сейчас на собеседовании говорю: "Дайте мне шанс". Они отвечают: "Мы не хотим рисковать".
Экономисты мы, не химики
Выпускники без опыта работы действительно никому не нужны, подтверждает Катерина Панова, пиар-менеджер Executive Search агентства HR CONSULTING в Киеве. И тут же, рисуя портрет типичного отечественного выпускника, объясняет почему.
"Одни и те же откликаются на все [размещенные в интернете] вакансии, начиная с официантов и заканчивая финансовым директором, - говорит она. - Зарплатные ожидания берутся с потолка. Человек не работал ни дня, закончил не Принстон, а Политех, хочет $ 1 тыс., бывает и 4 тыс. евро".
При этом реальная зарплата, на которую могут рассчитывать выпускники вузов, - это 3 тыс. грн. в Киеве и 2 тыс. грн. в регионах, говорит Панова.
Алексей Мирошниченко, исполнительный вице-президент Конфедерации работодателей Украины, считает, что все дело в переизбытке специалистов с высшим образованием на отечественном рынке. Около 60% отечественной молодежи - выпускники вузов и только 40% - ПТУ и колледжей. А экономика требует наоборот, говорит он. К тому же нужны инженеры, химики. А выпускники - все сплошные юристы и экономисты. И это еще не говоря о корне зла - качестве образования, добавляет эксперт.
Панова из Executive Search агентства HR Consulting с ним согласна на 100%. "Редких специалистов - например студентов-химиков или технологов пищевой промышленности - компании вынуждены перехватывать с вузовской скамьи, и даже посылать на стажировку за границу, - говорит она. - Через три года эти выпускники могут получать $ 3 тыс. Но их очень мало, потому что родители до сих пор думают, что хорошо быть экономистом или юристом".
Наталья Лавриненко, старший научный сотрудник Института социологии Национальной академии наук Украины, встает на защиту родителей. "А откуда родители знают, что нужно?" - возмущается она. При существующих в Украине уровне преступности, эпидемии ВИЧ/CПИДа и наркомании они пытаются спасти детей, послав их учиться в вуз, говорит Лавриненко. А в перевыпуске специалистов определенных специальностей эксперт видит только плохое планирование государства.
"Наша проблема в том, что у нас высокотехничное производство развалилось", - добавляет Лавриненко. Но несмотря на это, как и в советские времена, в Украине, как и в соседней России, практически каждый пятый (20% населения) имеет высшее образование. Это приблизительно столько же, сколько и в развитых станах, таких как Великобритания, и несколько выше, чем, к примеру, во Франции (15% населения). В Польше высшее образование имеет 17% населения, в США - 30%.
Люцина Хобта-Пронина, 22-летняя киевлянка, в магистратуре учится заочно: решила, что так будет легче найти работу. За плечами у нее уже два года опыта работы в туристическом и ресторанном бизнесе. И даже она не уверена, что, решив поменять работу сейчас, она найдет что-то новое. Хобта-Пронина продает туры в туристическом агентстве, так сказать, арендует рабочее место. То есть, объясняет она, работает без зарплаты, на процент от прибыли.
"Все работодатели хотят, чтоб молодые и красивые и чтоб два-три года опыта работы", - говорит она.
Эта статья опубликована в №37 журнала Корреспондент от 1 октября 2010 года.