Власть изобретает все новые механизмы ограничения свободы слова, а взамен получает в свой адрес исключительно хвалебные оды.
Выполнение госбюджета-2010 под угрозой, краткосрочный внешний долг Украины растет, сальдо внешней торговли ухудшается. Об этих и многих других тревожных экономических показателях страны зрители восьми самых популярных отечественных телеканалов (Первый национальный, Интер, ICTV, Студия 1+1, ТРК Украина, Новый, СТБ, 5 канал) в итоговых выпусках новостей, выходивших в сентябре, так и не услышали. А вместо того чтобы рассказать стране о постоянно растущем дефиците Пенсионного фонда, отечественные телевизионщики несколько недель к ряду транслировали протесты французов против незначительного повышения пенсионного возраста.
Умолчали телевизионщики и о двух случаях нападения на своих коллег-журналистов, случившихся в это же время. И практически без внимания в первый месяц осени осталась и оппозиция.
Все это - не частные случаи, а глобальная тенденция. Согласно результатам исследования компании PRP, частота упоминаний оппонентов власти в материалах ведущих украинских СМИ (не только телевизионных) снизилась с 33,5% в мае до 20,6% в сентябре. При этом оценки деятельности оппозиции с каждым месяцем все критичнее, а власти - наоборот.
Кому выгодно замалчивание неутешительных макроэкономических показателей и представление оппозиции в невыгодном свете, догадаться несложно. И международные организации догадались. 5 октября Парламентская ассамблея Совета Европы (ПАСЕ), приняв резолюцию в отношении Украины, настойчиво посоветовала официальному Киеву устранить все угрозы свободе слова, возникшие за несколько последних месяцев.
Обоснованность претензий ПАСЕ спустя две недели подтвердили и Репортеры без границ, которые в своем рейтинге свободы слова резко "уронили" Украину: потеряв сразу 42 позиции, страна опустилась на 131-е место, оказавшись по соседству с Ираком.
Без вопросов
Наглядным примером ситуации со свободой слова в стране стал Президент Виктор Янукович, вернее, то, как его деятельность освещают в отечественных СМИ.
Сергей Сидоренко, спецкор газеты Коммерсант, рассуждая на эту теме, углубляется в еще недалекую историю. В 2006 году, во время поездки с тогдашним президентом Украины Виктором Ющенко в Азербайджан, делегация украинских журналистов наблюдала забавную картину: после завершения переговоров их местная коллега подошла к микрофону и с бумажки зачитала вопрос о перспективах культурного сотрудничества двух стран. На фоне острых вопросов киевских акул пера о призрачном будущем двухстороннего сотрудничества, прокламация скромной азербайджанской девушки звучала смешно и глупо. Но причина неуместного пассажа была понятна: в Азербайджане, где о свободе слова даже не слышали, журналисты четко следовали "линии партии" и задавали исключительно "правильные" вопросы.
Теперь похожую ситуацию Сидоренко наблюдает на пресс-конференциях с участием украинского Президента. "Задать Януковичу вопрос могут только "правильные" люди и вопросы эти, естественно, тоже "правильные", - иронично замечает журналист.
Как власти удалось выстроить такую удобную схему работы с СМИ, Сидоренко знает не понаслышке, наблюдая этот процесс перед каждой пресс-конференцией главы государства. В зал сходятся журналисты, к некоторым из них подходят представители пресс-службы, о чем-то шушукаются, а затем исчезают.
Далее идет по накатанной: вопросы задают либо те, кто в коридоре успел пообщаться с пресс-службой, либо "правильные" журналисты, которым каждый раз по непонятной причине дают слово. И тех и других роднит одно: их вопросы очень похожи на беззубое соло азербайджанской журналистки. "Еще немного и они начнут спрашивать: Виктор Федорович, а правда, что Вы самый лучший Президент?" - шутит на этот счет спецкор Коммерсанта.
А вот Сергею Лещенко, журналисту интернет-издания Украинская правда, не до смеха. Свой последний вопрос Януковичу он сумел задать год назад, в пору, когда тот был лишь кандидатом в президенты. Та попытка узнать о судьбе загородной резиденции видного регионала - теперь уже знаменитом Межигорье, бывшей госсобственности, которая самым невероятным образом превратилась в место жительства бело-голубого вождя, - закончилась фразой Януковича, брошенной в адрес журналиста: "Языком не болтай".
После этого доступ "к телу" для Лещенко был закрыт раз и навсегда. Впрочем, не только ему, но и, как оказалось, фактически любому иностранному корреспонденту, пытающемуся поговорить с Януковичем за пределами Украины.
"Пресс-служба тщательно следит, чтобы Януковичу задавали вопросы только журналисты из президентского пула. Особенно за границей, где любой ляп [Президента] станет скандалом", - уверен Лещенко.
Кто и почему попадает в президентский пул - журналистский эскорт президента, - вопрос, ответ на который показателен.
Лещенко пытался понять критерии отбора, ради чего обращался к Сергею Левочкину, главе Администрации Президента, но внятного ответа не получил. Корреспондент выяснить принципы формирования пула пытался у Дениса Иванеско, главы пресс-службы Януковича. Но на многочисленные звонки человек, который отвечает за взаимодействие с прессой, так и не ответил.
За Левочкина и Иванеско говорят фамилии тех, кто регулярно сопровождает Януковича в его зарубежных визитах. Это, к примеру, журналист Вячеслав Пиховшек, который еще со времен президентства Леонида Кучмы последовательно поддерживает политику Партии регионов и известен своими резкими высказываниями в адрес оранжевой команды. Или явный приверженец Януковича Дмитрий Джангиров, исполняющий обязанности руководителя столичной телерадиокомпании Киев.
Кроме того, в медийное окружение главы государства входит Владимир Скачко, главред лояльной к власти газеты Киевский телеграф. А еще Алена Березовская, молодая журналистка сайта Обозреватель, прославившаяся хвалебными одами в адрес Януковича, автор такой вот незабвенной тирады по случаю вручения украинскому лидеру одной из иностранных наград: "Дружеское расположение к нашему Президенту нашло отражение в награждении Виктора Януковича высшей наградой за высшие гражданские достижения".
Примечательно, что весь этот фан-клуб летает за границу вслед за Президентом на государственные средства. "Журналисты обязаны подавать сбалансированную информацию, а не формировать комфортное медиапространство для Президента за бюджетные деньги", - возмущается Лещенко, которому каждый раз приходится искать средства, чтобы делать репортажи о международных поездках гаранта Конституции.
А пока скептически настроенные журналисты не в состоянии сопроводить главу государства, критика в адрес Президента в СМИ сходит на нет. Если в мае, по данным PRP, в ведущих СМИ было порядка 17% негативных оценок действий Януковича, то в сентябре - менее 11%.
Только без рук
Татьяна Красикова, руководитель крымской телерадиокомпании Черноморка, устала от повышенного внимания к своей персоне. Но узнав, что ею интересуется столичный Корреспондент, оживилась. Руководитель опальной ТРК надеется, что участие киевских журналистов и общественных организаций спасет ее детище от закрытия.
История с Черноморкой началась около полугода назад, когда популярную в Крыму телерадиокомпанию начали регулярно проверять налоговая милиция и отдел по борьбе с организованной преступностью. Официальная причина - нарушения в хозяйственной деятельности. Но Красикова уверена: это только повод. Директор не сомневается, что блокируя работу ТРК, местная власть пытается закрыть рот СМИ, которое не занимается "восхвалением партии власти". Отчасти такая позиция обусловлена тем, что реальным собственником Черноморки называют оппонента регионалов, депутата-бютовца Андрея Сенченко.
Результат бесконечных проверок налицо: счета и имущество ТРК арестованы, количество выпусков новостей сокращены до минимума, а сотрудники не получают зарплату. "На нашем примере всем показывают, что ждет тех, кто будет трепыхаться", - комментирует создавшуюся ситуацию Красикова.
С коротким резюме руководителя Черноморки согласен и Владимир Притула, председатель Комитета по мониторингу свободы прессы в Крыму. Сравнивая нынешнюю ситуацию с той, что была прошлой зимой, он приходит к неутешительным выводам. Во-первых, исчез плюрализм мнений. Если полгода назад практически все политические силы имели собственные медийные площадки, то теперь с экранов телевизора можно услышать только позицию Партии регионов. Во-вторых, власть уже не боится напрямую угрожать журналистам.
К примеру, Василий Фоменко, главред алуштинской газеты, который обращался к Притуле за помощью, утверждает, что представители Партии регионов обещали стереть его в порошок за критические материалы в адрес кандидата в мэры Алушты от ПР.
За пределами полуострова ситуация обстоит не лучше. Как утверждает нардеп-бютовец Андрей Шевченко, глава парламентского комитета по вопросам свободы слова и информации, 2010 год уже стал рекордным по количеству нападений на журналистов (СКОЛЬКО?). Но правоохранители упорно игнорируют эти факты, отказываясь открывать уголовные дела по 171-й статье Уголовного кодекса (препятствование законной профессиональной деятельности журналистов).
"Власти не нужна такая статистика. Потому что это прямое доказательство давления на СМИ и ущемления свободы слова в стране", - объясняет желание силовиков закрыть глаза на подобные случаи Ирина Геращенко, депутат от НУНС и бывший пресс-секретарь экс-президента Виктора Ющенко, возглавляющая временную следственную комиссию (ВСК) Рады по расследованию случаев цензуры.
Несмотря на широкий резонанс, уголовное дело по 171-й статье не было открыто даже против охранника Президента, в июне нынешнего года избившего журналиста канала СТБ Сергея Андрушко. Положительных результатов нет и в деле об исчезновении харьковского журналиста Василия Климентьева. По словам Геращенко, на свидетелей давят, а адвокат Климентьева уже проходит по другому уголовному делу.
Все эти факты ВСК передала в ПАСЕ, которая и призвала руководство Украины поправить дела со свободой слова в стране.
Впрочем, власть не готова прислушиваться к подобным рекомендациям, наоборот - Киев пытается дискутировать с ПАСЕ. Премьер-министр Николай Азаров, недавно побывавший в Европе, убеждал европарламентариев в том, что со свободой слова в стране все в порядке. Проверить это, мол, несложно: достаточно промониторить центральные каналы и сравнить частоту упоминаний власти и оппозиции. Азаров никакой однобокости в подаче информации не заметил.
Право молчать
Корреспондент откликнулся на призыв премьера, но подтвердить его тезис не сумел. Скорее, наоборот. Мониторинг итоговых выпусков новостей центральных телеканалов, который проводит интернет-издание Телекритика, свидетельствует об обратном. Главные "кнопки" страны напропалую восхваляют власть, умалчивая о проблемах.
Абсолютный рекордсмен по игнорированию важной социально-политической информации - телеканал Интер, которым владеет супруга Валерия Хорошковского, главы СБУ. Только в сентябре, по подсчетам аналитиков Телекритики, в итоговых новостях на Интере замолчали о 68 фактах, связанных со снижением социальных стандартов жизни, 25 эпизодах давления властей на бизнес и 107 важных заявлениях и акциях оппозиции.
В тройку лидеров антирейтинга Телекритики также входят Первый национальный канал и ICTV.
Сторонники Президента неоднократно заявляли, что никакого давления на телеканалы нет, а есть, мол, просто позиция менеджмента СМИ.
Корреспондент обратился к известным тележурналистам с вопросом о фактах давления на них со стороны собственников или непосредственного руководства. Никто из опрошенных фактов подобной цензуры не подтвердил.
О том, почему цифры свидетельствуют об искажении информации в интересах власти, а журналисты - нет, Корреспонденту объяснила руководитель Телекритики Наталья Лигачева. В качестве аналогии она привела собственный опыт работы на советском телевидении. Тогда тоже никто прямо ничего не говорил, но журналистам и не приходило в голову снимать сюжет о Василии Стусе, украинском писателе-диссиденте. То же самое, по ее словам, происходит сейчас.
"Лояльные к власти собственники каналов набрали лояльных журналистов, которым даже не нужно приказывать не критиковать власть. У них есть внутренняя самоцензура", - уверена эксперт.
С проявлением самоцензуры у коллег в последнее время не раз сталкивался Егор Соболев, руководитель Бюро журналистских расследований Свідомо. Он вспоминает, что еще в апреле интерес к расследованиям на тему действий власти у потенциальных подписчиков его Бюро как отрезало.
Чтобы изменить нынешнее положение дел со свободой слова, бютовец Шевченко предлагает работать сразу в трех направлениях: организовывать мощное журналистское сопротивление, совершенствовать соответствующее законодательство и апеллировать к международным организациям. И едва ли не самое главное: эта борьба должна иметь широкую гражданскую поддержку.
"Свобода слова нужна не журналистам. Это право быть свободными людьми, поэтому бороться за это право должны все", - подводит итог однофамилец Кобзаря и знаменитого футболиста.
Эта статья опубликована в №41 журнала Корреспондент от 29 октября 2010 года.