До старта избирательного процесса еще пять с половиной месяцев, но кампания уже в разгаре. Кандидаты в президенты Украины множатся как грибы после дождя — только громко заявивших себя уже полтора десятка.
И это без учета тех, кто без громких заявлений мощно прокачивает свой рейтинг. Корреспондент разобрался в июльском списке кандидатов
Реальные претенденты на победу, технические кандидаты, политические фрики, вечные неудачники — в Украине в президенты традиционно они идут шумной толпой, пишет Валерий Литонинский в №13 Журнала Корреспондент. У каждого свои цели: кто-то всю жизнь мечтает о заветном посте главы государства, кто-то надеется его отстоять, кому-то важно повысить узнаваемость и привлечь спонсоров перед парламентскими выборами. Есть и те, для кого выборы — бизнес и способ повысить собственную капитализацию, возможно, получить место в исполнительной власти. Бюджеты пилятся, реклама висит и вещает из каждого утюга, политтехнологи со всего мира съезжаются. Особенной популярностью в Украине, кстати, пользуются американцы. Это выборы по-украински!
Он, она и они
Пока все социологические опросы называют главным фаворитом предстоящих выборов Юлию Тимошенко. Но верить соцопросам в Украине за год до выборов — себя не уважать. Украинцы способны очень быстро менять свое мнение, за год до голосования эта тема еще не так сильно волнует людей. Кроме того, основная масса еще не приняла решение. И основная драка пойдет именно за то, чтобы эти люди пришли на выборы и проголосовали за того, к кому они сегодня особой любви не испытывают.
Добавьте к этому традиционную «войну социологов», когда у каждого кандидата своя социология, рисующая победу именно ему. Вот и получается, что доверять соцопросам сейчас — дело совсем неблагодарное. Тем не менее спорить с тем, что Тимошенко входит в группу лидеров, тоже не стоит.
С кем она будет рубиться за место в доме на Банковой? Конечно, с действующим Президентом Петром Порошенко. Хоть все те же социологи сегодня изображают для него вовсе не радужную картину, забрасывая то на третье, а то и на четвертое место рейтинга. Но Президент — это в любом случае кандидат, обладающий наибольшим ресурсом в стране, поэтому сбрасывать его со счетов не стоит, какими бы низкими не рисовали показатели его популярности.
Тимошенко стартует с излюбленного оппозиционного лагеря, так ей комфортнее всего, это ее стихия. Главные объекты критики — власть и Порошенко. Причем Юлия Владимировна уже перешла в атаку: накануне заявила, что Порошенко вовсе не хочет проводить выборы, якобы договаривается с главарями боевиков на Донбассе о развязывании большой войны, после чего введет военное положение и отменит голосование. Отыскать логику в такой риторике, пусть и предвыборной, тяжело. Зачем договариваться с боевиками о войне, если она и так идет. И почему вообще говорить с ними, а не сразу с Владимиром Путиным? Или не договариваться — можно же активизировать боевые действия со своей стороны, и эскалация будет неизбежна. Но для Тимошенко такая риторика вполне приемлема — и оппонента атакует, и пас Кремлю отдает.
Порошенко на все уколы Тимошенко лично пока не отвечает. Так, иногда подкалывает в ответ, не переходя на личности, а говоря в целом о критиканах и популистах. План Порошенко — договариваться с большим бизнесом, использовать локальные элиты в регионах, ближе к выборам повышать социальные стандарты, держать стабильными цены и курс национальной валюты хотя бы до марта. Это сложно, но реально при условии мобилизации сторонников и ресурсов.
Еще Президент надеется на большую победу — главный импульс кампании. Что это может быть — томос об автокефалии украинской церкви, какие-то евроинтеграционные перспективы, решения для Донбасса или снятие депутатской неприкосновенности. Без чего-то, что можно назвать большой победой, будет сложно привлечь главный резерв для роста шансов — пока что равнодушную и колеблющуюся часть избирателей.
На самом деле у Тимошенко и Порошенко не меньше общих черт, чем отличий. Давно в политике, давно враждуют, старая школа, у обоих огромный антирейтинг, за обоими самые развитые структуры на местах и крупные промбюджеты. Вот только захочет ли украинец снова выбирать из старого меню?
За Восток
Во втором туре и Порошенко, и Тимошенко комфортнее всего было бы встретиться с условным кандидатом от Востока. Но, во-первых, в этот самый второй тур еще самим нужно попасть, а во-вторых, кандидатов от Востока пока много, и они топчутся на рейтинге друг друга.
В принципе распределение голосов в южных и восточных областях Украины — электоральном заповеднике бывшей Партии регионов — это чуть ли не главная интрига выборов. И побороться за эти голоса есть кому. Именно рубка за эти голоса может вышибить из второго тура Тимошенко, которую традиционно любит дисциплинированно голосующее село в центре и на юге страны. Нынешняя риторика Тимошенко как раз направлена на привлечение юго-восточных избирателей.
Но! В тех же юго-восточных областях основным претендентом является лидер Оппоблока Юрий Бойко. Сейчас социологи упорно прочат ему место в тройке. Говорят, что соратник по Оппоблоку Сергей Левочкин уже даже нашел для Бойко американских политтехнологов, и работа активно ведется. У Бойко для успеха на Юго-Востоке есть все — узнаваемость, деньги, медиаресурс в виде телеканала Интер, на котором уже крутят его рекламу. В своих предвыборных роликах представитель Оппоблока обещает вернуть украинцам ВКонтакте, советские фильмы, дружбу с Россией и мир на Донбассе. Про Крым, правда, молчит. Бойко бьет прямо в сердце восточного электората. Такой себе крепкий хозяйственник, решительный мужик.
Проблема Бойко состоит в том, что он на этом поле не один, и поддержкой всех экс-регионалов заручиться пока не удалось. В первую очередь нет договоренностей со вторым бенефициаром Оппоблока — Ринатом Ахметовым. Между самым богатым украинцем и группой Левочкина — Бойко давно пробежала черная кошка. Поэтому пока Ахметов не спешит ставить на Бойко, а, как и любой представитель крупного бизнеса, раскладывает яйца во все корзины. У него есть Олег Ляшко со своими радикалами, которого Ахметов активно опекает в последнее время.
К тому же поговаривают, что не без участия бизнесмена обошлось и создание еще одного конкурента Бойко на Востоке — Сергея Таруты с его партией Основа. Именно Ахметов якобы поспособствовал приходу Таруты в политику, когда тот согласился занять должность главы Донецкой ОГА в 2014 году. Не без поддержки со стороны владельца двух градообразующих меткомбинатов в Мариуполе прошел Тарута в Верховную Раду по мажоритарному округу в этом крупном городе.
Продвигают Таруту активно — денег на наружную и телерекламу Основа тратит едва ли не активнее, чем Новый курс Тимошенко.
Еще один заклятый друг Бойко — Вадим Рабинович. Отколовшийся от Оппоблока депутат воюет с бывшими однопартийцами и отбирает у них голоса, используя схожие лозунги. У Рабиновича есть уже и собственный партийный бренд — За життя, и неограниченный доступ к весьма неслабому медиаресурсу — новостному телеканалу Newsone. Сейчас Рабинович первым публично предложил всем экс-регионалам провести своего рода «праймериз» и назвать единого кандидата в президенты, будем говорить откровенно, от экс-регионалов. Впрочем, совсем не факт, что Рабиновичу понравятся результаты этих «праймериз».
Действующей власти рост популярности такого оппозиционного кандидата вполне комфортен: он способен вытеснить Тимошенко из реальных кандидатов на место во втором туре. К тому же Оппоблок уже имеет репутацию договороспособной политсилы в Раде. Тому же Бойко на Банковой активно подыгрывают. Один из самых громких коррупционных скандалов времен Виктора Януковича — знаменитые «вышки Бойко», многомиллионные хищения при закупке буровых установок, оказались уже не «вышками Бойко».
Россыпь демократов и немного сбитых летчиков
Наиболее многочисленный лагерь кандидатов в президенты — это так называемая демократическая оппозиция. Здесь у всех нет ресурсов, но есть амбиции и очень узкое электоральное поле, которое старательно дробится кандидатами на исчезающе мелкие части. Самый большой рейтинг в этой группе рисуют пока что бывшему министру обороны Анатолию Гриценко. Для Гриценко — это уже третья президентская кампания. На предыдущих двух социологи тоже рисовали ему впечатляющие рейтинги. Вот только избиратель с теми рисунками оказывался категорически не согласен.
К бывшему министру, при котором армия бодро распродавалась, намертво прилипло прозвище «первого непроходного». Чтобы хотя бы пробраться во второй тур, Гриценко нужно найти деньги на кампанию, обзавестись сильной полевой командой и абсорбировать в свой рейтинг поддержку со стороны других представителей демократического лагеря. Этим Гриценко сейчас и занимается. Но ему мешают два фактора: первый — поиски денег у крупного бизнеса сложно совместить с обещаниями остаться независимым от таких источников финансирования, второй — Гриценко, несмотря на оппозиционность, все же изрядно токсичен: мало кто забыл действия экс-министра во время Майдана и его отсутствие в рядах действующей армии на Донбассе.
Тем не менее к Гриценко уже примкнули партия Альтернатива экс-нардепа Егора Фирсова и Народный контроль народного депутат Дмитрия Добродомова. Но с кем Гриценко в первую очередь хотел бы договориться о поддержке, так это с Самопоміччу и Андреем Садовым. У Садового есть собственная фракция в Верховной Раде, отстроенная партийная сеть в регионах и позитивный имидж мэра Львова, который, конечно, был изрядно подпорчен инспирированным из центра мусорным скандалом, но отнюдь не разрушен.
Однако Садовый вряд ли бросит свое реноме на поддержку столь неоднозначного кандидата, как Гриценко.
Будет ли сам Садовый участвовать в выборах? Социологи рисуют ему рейтинг примерно в 5%. Что точно не меньше реальности. Это круто для лидера парламентской партии, но может оказаться недостаточно для кандидата в президенты.
Гриценко пытается заручиться поддержкой откровенных аутсайдеров — Хвили нардепа Виктора Чумака, Руха нових сил, который после депортации Михаила Саакашвили поддерживает депутата Юрия Деревянко, Демократического альянса и других. Вот только непонятно, почему они все должны поддержать именно Гриценко? Деревянко и Чумак, например, выступают за проведение праймериз, на которых и должны определить единого кандидата от демоппозиции. Готов поучаствовать в таких праймериз и журналист Дмитрий Гнап, который собрался в политику. Но Гриценко — против праймериз, по его словам, на них уже нет времени. И, кстати, лукавит: как раз на праймериз есть еще 170 дней, тогда как на реальный избирательный процесс закон отводит почти вдвое меньше времени.
Кто там справа и сбоку?
Будет представлен на выборах и националистический фланг украинской политики — Свобода, Национальный корпус и Правый сектор. Называть их ввиду известных экономических воззрений правыми сложно. Пусть будут просто уважаемыми националистами. Это политическое крыло планировало выдвинуть единого кандидата в президенты. Наиболее вероятен лидер Свободы Олег Тягнибок. Националистам эта кампания нужна в первую очередь для того, чтобы напомнить о себе и проверить силы перед парламентскими выборами, на которые они будут делать основную ставку.
Вот тут есть проблема для Порошенко — потенциально электорат националистов мог бы поддержать действующего Президента в первом же туре. Ну не Тимошенко же им поддерживать, которая старательно избегает однозначной позиции по поводу страны-агрессора.
Есть еще и вечный кандидат в президенты Ляшко. Готовый помочь кому-то, например, откусить от сельского электората Тимошенко. Или просто заработать на очередной кампании без серьезных шансов на победу.
Свой кандидат в президенты имеется и у Игоря Коломойского, которому приписывают поддержку Тимошенко. От близкой ему партии УКРОП готов баллотироваться основатель курорта Буковель Александр Шевченко. Коломойский обеспечивает ему медиаподдержку, на телеканале 1+1 Шевченко можно увидеть постоянно. Впрочем, не только там: имеет поддержку Шевченко и на каналах Пинчука.
Как уже было сказано, процент колеблющихся и инертных избирателей превышает 40%. Запрос на новые лица внесистемных кандидатов очевиден и пока никак не удовлетворен. Разговоры о Святославе Вакарчуке и Владимире Зеленском уже набили оскомину. Зеленский на этой теме уже просто строит свои юмористические номера. Впрочем, он вполне может шагнуть со сцены в политику, но на парламентских, а не на президентских выборах.
В ожидании розовых пони
Да, спрос на нового кандидата есть, а вот предложения — нет. Да, оно вполне еще может появиться. Правда выбирать все равно придется реально между Тимошенко и Порошенко, как и в 2014 году. Потому что в стране еще не преодолен вызванный войной экономический кризис, потому что по-прежнему сильна и активна страна-агрессор по соседству.
Новые кандидаты могут предложить новую повестку дня, вопрос только в том, насколько она будет действенной. Но в принципе новые кандидаты смогут предложить новые стандарты политики — то, чего жаждет страна. Вот только новые точно не будут располагать сильными полевыми командами. А без этого они не смогут защитить свой результат не только от применения админресурса, но даже от хватких фельдкоманд и нынешнего «красно-сердечного», и вчерашнего «бело-голубого» кандидатов.