Корреспондент.net,
28 сентября 2018, 16:57
Активный политический сезон в разгаре, антикоррупционеры продолжают мериться силами, кандидаты в президенты — сладкими обещаниями. Охота на активистов приобретает действительно устрашающие масштабы.
И это все за полгода до выборов. Дальше — интереснее. Например, начал готовить себе собственный запасной аэродром генпрокурор Юрий Луценко
Церемония взвешивания, битва взглядов и взаимные оскорбления — обязательные атрибуты перед каждым боксерским поединком. Украинские политики в последние недели, похоже, прошли как раз этот этап в преддверии президентских выборов, пишет Валерий Литонинский в №18 Журнала Корреспондент. Сначала сразу четыре потенциальных кандидата встретились на конференции Ялтинской экономической стратегии (YES, Мыстецкий арсенал, Киев), а затем фавориты гонки продолжили заочную дискуссию уже в Верховной Раде. И что же показывают предвыборные весы?
«Враги» для Президента
Карты Президента Петра Порошенко перед выборами давно открыты, и он продолжает двигаться избранным путем. Армия, язык, вера — настаивает Президент в каждом своем выступлении и с каждого второго билборда на улицах украинских городов. При этом глава государства уверяет, что это не предвыборные лозунги, а «формула украинской идентичности». К слову, из набора «Армия, язык и вера» только первое относится к сфере прямых обязанностей Президента, но об этом давно уже не вспоминают.
Статус главнокомандующего Порошенко пытается использовать как собственный козырь в предвыборной игре. Стиль милитари давно на службе у гаранта, а чем ближе выборы, тем чаще вспоминают страну-агрессора, тем более что Кремль дает все больше оснований для этого.
В вопросе церкви, которая де-юре в Украине отделена от государства, а де-факто невероятно политизирована, у Порошенко именно сейчас наметился наибольший прогресс. О том, что предоставление Украинской православной поместной церкви автокефалии — вопрос решенный, прямо заявил Вселенский патриарх Варфоломей. А в Киеве уже работают представители Варфоломея — экзархи, задача которых подготовить Украину к получению томоса об автокефалии. Естественно, чем ближе автокефалия к Киеву, тем больше противодействия этому процессу со стороны Москвы. Из РФ кричат, что Украина — это их каноническая территория, а всех, кто против этого, клеймят раскольниками и грозятся придать анафеме. Но тут классическая ситуация — собаки лают, караван идет. Другой реакции от России никто и не ждал. Наоборот, она даже идеально ложится в предвыборную канву Порошенко как яркий пример того, от чего страну нужно защищать.
Кстати, о врагах. Им была посвящена львиная доля традиционного послания Президента Верховной Раде (см. стр. 8). Нет, для начала Порошенко, конечно, напомнил о своих внешнеполитических ориентирах — присоединение Украины к НАТО и Европейскому Союзу. И ради достижения этих целей попросил депутатов закрепить их в соответствующих изменениях Конституции. И, как водится в последнее время, извинился за просчеты и нереализованные обещания за четыре года президентства. С чем точно Порошенко, по его словам, не ошибся, так это с общей стратегией — движение на Запад, прочь от Москвы. И с этим утверждением действительно сложно поспорить. Ну а дальше Президент принялся за разнообразных врагов, что является логичным следующим этапом его предвыборной кампании.
Упрекать его в использовании страшилок было бы можно, если бы не существовало реальных оснований для опасений. Замкнутый круг «агрессор — война — проблемы в экономике — сложно предъявить экономические достижения — ссылки на угрозу со стороны агрессора» — штука не новая. В подобной среде живет государство Израиль уже добрых 70 лет. И только примерно на пятом десятке существования этого государства там научились выходить за этот замкнутый круг, активно создавая из государства — военного лагеря страну — инкубатор стартапов. Украине — учиться и учиться. Прежде всего, элитам — учиться правильно расставлять приоритеты, учиться если и красть, то с прибылей, а не с убытков.
Выступление Порошенко в Раде
Так вот, главные враги, по мнению Порошенко, — реванш пророссийских сил, маскирующихся под лозунгами мира, левый популизм и радикализм правых. Отдельно Президент прошелся по Юлии Тимошенко, чем изрядно порадовал ее окружение. Идеи Тимошенко о политической реформе и канцлерской республике Порошенко назвал прикрытием авторитарных замашек. Похоже, о противостоянии именно таким угрозам под разным соусом мы и будем слышать ближайшие полгода. Самое печальное, что угрозы эти реальны, хоть и используются в агитации.
Переобувание Тимошенко
А что же те самые «враги» Порошенко? Не дремлют. У Юлии Владимировны последнее время подсчитывали результаты от ее заигрываний с технологичностью и модными тенденциями. Результаты откровенно так себе, в блокчейн-Тимошенко народ не верит, скорее, посмеивается над ее косноязычными упражнениями с модерновой терминологией. Завоевать новые электоральные горизонты — молодежь и креативный класс — Тимошенко не удалось. Промодернистская часть общества ею просто брезгует.
Так что теперь Юлия Владимировна борется за того избирателя, который разочаровался в Порошенко. А селяне и так за нее — и за Олега Ляшко.
Чем же все-таки пытается Тимошенко перетянуть избирателей от Порошенко? Например, идеей о том, что не только действующий Президент — это гарантия сближения с ЕС и НАТО. Для этого в команде Тимошенко не придумали ничего лучше, чем развесить наружную рекламу с такими же призывами, как у Президента, о безальтернативности евроатлантической интеграции.
Вот только в этой виртуальной борьбе, кто больше за Запад, Порошенко может похвастаться Соглашением об ассоциации с ЕС и безвизом, даже нынешними инициативами по закреплению ориентации на Евросоюз и НАТО в Конституции. Тимошенко же только призывами и воспоминаниями. Но в ответ ей выложат совместные фото с Владимиром Путиным во времена грузинского кризиса — 2008.
Поэтому справиться с ярлыком «кандидат Кремля» — один из главных вызовов для команды Леди Ю. А вешать этот ярлык на нее будут активно. Сейчас Тимошенко выбрала такую стратегию: говорит, что «российская марионетка» Виктор Янукович посадил ее в тюрьму, а значит, в Кремле у нее сторонников точно нет. Про газовые переговоры с Путиным и попытки договориться все с тем же Янковичем о «широкой коалиции» и поделить власть на десятилетия Юлия Владимировна при этом предпочитает не вспоминать.
Тимошенко презентует свою экономическую программу
На выступление Президента в Верховной Раде лидер Батьківщини ответила уже на следующий день на очередном форуме своего «нового курса». На этот раз более двух часов Тимошенко вещала о своей экономической стратегии. Эксперты от идей Леди Ю уже традиционно хватались за голову. В предложениях кандидата в президенты перемешалось все: и кони, и люди. Если коротко, то Тимошенко выдвинула набор несовместимых идей: например, повышение зарплат и пенсий и снижение налогов, дешевые деньги и низкая инфляция и так далее. Наше любимое — кредиты под 3% годовых, если сейчас в среднем банки кредитуют под 20%. Юлия Владимировна Эрдоган, здравствуйте! Мы вас узнали.
Все это у Тимошенко обозвали «социально-рыночной экономикой». То есть Леди Ю отказываться от популизма не собирается. А может, именно это бы и помогло в борьбе за новый электорат. Хотя как же тогда электорат старый?
Непростые наблюдатели
Пока выборы окончательно не переросли в схватку между Порошенко и Тимошенко, можно вспомнить и о других кандидатах. Анатолий Гриценко на форуме YES, организованном Виктором Пинчуком, продолжал рассказывать о том, что он единственный «неолигархический кандидат». Да и вообще, «самый честный» — старая пластинка и совсем без президентской харизмы.
Хоть отбавляй харизмы у Святослава Вакарчука, но он на том же мероприятии так и не решился ответить на главный вопрос: будет он баллотироваться хоть куда-то или нет? Музыкант продолжает держать интригу и критиковать политическую элиту за отсутствие качественных перемен на протяжении всех 27 лет независимости. Но когда он уже Не здасться без бою в политической борьбе — Не питай.
Тем временем куда более интересные процессы проходят внутри власти. Премьер-министр Владимир Гройсман пока так и не превратился в VIP-агитатора Порошенко и строит фундамент для самостоятельного политического плавания. Гройсман неоднократно заявлял, что в Президенты он не пойдет, а вот в парламентских выборах участвовать будет. Как накануне стало известно, для этих целей командой премьера уже создана общественная организация Украинская стратегия успеха. Ближе к выборам ей ничто не помешает превратиться в политическую партию. Организационная работа идет вовсю, выстраиваются штабы, собираются люди на местах.
Личный рейтинг премьера незаоблачный, но и антирейтинга особого нет. На всякий случай глава правительства тоже позаботился о политической рекламе, причем билборды отчитываются о достижениях Кабмина Гройсмана. Так и написано: Гройсмана, а не Порошенко. Напоминает премьер, что дороги строит, к примеру. Действительно, Гройсман сумел сохранить хорошие отношения со всеми основными политическими игроками и крупным бизнесом. То есть стартовые позиции для самостоятельной политической жизни очень даже неплохие. Осталось только выяснить, как к этой самостоятельности отнесется Президент.
У Гройсмана свою повестка
А тут еще засобирался в политику еще один соратник Порошенко — Юрий Луценко. Генеральный прокурор уже даже конкретную дату увольнения со своего высокого поста назвал — май 2019 года. Луценко не скрывает, что тоже хочет поучаствовать в парламентских выборах. А пока на выборах Президента в штаб Порошенко идти отказался. Якобы должность не позволяет. Хотя, как видим, политические заявления делать должность Луценко не мешает.
То есть соратники гаранта Конституции уже строят запасные аэродромы — не верят в шансы патрона или как? Хотя в случае победы Порошенко, а вероятность очень велика, их политпроекты охотно сыграют роль сателлитов избирательного блока имени Президента.
С надеждой на реванш
Порошенко много говорит о реванше пророссийских сил, и бывшие регионалы, безусловно, хотели бы вернуться к рулю или хотя бы усилить свой политический вес. Для этого они активно обсуждают возможность выдвижения единого кандидата на выборах Президента. Участники переговоров — группа самого богатого украинца Рината Ахметова, так называемая газовая группа Дмитрия Фирташа — Сергея Левочкина и партия За життя Вадима Рабиновича, вместе с примкнувшим к нему кумом Путина Виктором Медведчуком. Когда-то практически все эти игроки были объединены под знаменами Партии регионов. Теперь же приходится договариваться заново, даже Фирташу с Ахметовым, которые формально все еще партнеры в партии Оппозиционный блок.
Первым идею с единым кандидатом от Юго-Востока выдвинул Рабинович, вскоре поддержал ее и Левочкин. Так и вышли на переговоры. Потенциально такое объединение невероятно мощное. Судите сами, оно обладает крупнейшим в стране медиаресурсом — телеканал Украина Ахметова, Интер Фирташа — Левочкина плюс 112 и Newsone, влияние на которые приписывают Медведчуку. Такой базы нет ни у одной политической группы. Затем практически неограниченный финансовый ресурс: Ахметов, Фирташ, Новинский, Левочкин, Медведчук в одном проекте — как будто участников по украинскому списку Forbes набирали. И наконец — электоральная база. Есть шанс объединить всех избирателей Партии регионов на юге и востоке страны, не оттягивая голоса друг у друга.
Осталось только договориться. И это, как правило, самое сложное. Единым кандидатом хотят быть и Рабинович, и представитель группы Фирташа — Левочкина — Юрий Бойко, да и у Ахметова найдется свой кандидат — Александр Вилкул или Вадим Новинский. Говорят, рассматриваются даже варианты при отсутствии консенсуса президентские выборы пропустить и упор сделать на парламентские, амбиции — завести самую крупную фракцию в Раду.
Звучит красиво и вполне реализуемо, но есть вопросы. Главный игрок потенциального объединения Ахметов так и не решил, похоже, а нужно ли ему вообще участие союзников в президентских выборах? Самого богатого украинца вполне устраивает и нынешняя политическая ситуация. Bloomberg утверждает, что он после кризиса 2014 года снова богатеет. Ахметов выстроил продуктивные отношения с Порошенко, в запасе есть Ляшко со своей Радикальной партией, которого структуры бизнесмена активно поддерживают. В конце концов, можно сделать из своих соратников самостоятельную партию и ни с кем вообще не объединяться.
А без Ахметова никакой подобный союз не взлетит. И главное — зачем ему на своих ресурсах тащить не только группу Фирташа — Левочкина, да еще и одиозного Медведчука? Тот еще вопрос. Когда Партия регионов была во власти, объединяться под ее знаменами было легко, объединяться, находясь в оппозиции, гораздо сложнее.
Кстати, выдвижение единого кандидата от Юго-Востока было бы очень на руку Порошенко с его рассказами об угрозе реванша. Но хотят ли экс-регионалы подыгрывать нынешнему главе государства?
Еще один вопрос. А пока проект большого слияния остается на стадии переговоров, количество желающий побороться за восточного избирателя растет. От партии За життя Рабиновича откололся один из ее создателей — народный депутат Евгений Мураев. Нардеп будет строить свой проект с теми же пророссийскими взглядами — обещают мир, нейтральный, внеблоковый статус, автономию всем регионам и так далее. Короче, стандартный набор. Рабочее название проекта — Наши. Прямо как путинское молодежное движение в России. С таким бэкграундом, конечно, на что-то серьезное Мураев претендовать не сможет, но откусит несколько процентов на Востоке, в той же родной для него Харьковской области у потенциального объединения экс-регионалов. В общем, торги еще продолжатся.
Долгожданный ЦИК
Главное же, что у всех этих людей в принципе будет возможность избраться или в Президенты, или в Верховную Раду. Наконец-то определили тех, кто эти выборы, собственно, будет проводить и подсчитывать голоса. Избран новый состав Центральной избирательной комиссии, заменить который пытались целых четыре года. Когда стало понятно, что тянуть дальше уже совсем некуда, к консенсусу прийти все-таки удалось. Правда, ради того, чтобы впихнуть в Центризбирком всех желающих и удовлетворить все прихоти, пришлось менять закон. Но к этому, к сожалению, у нас уже привыкли — подстраивать законы под политическую ситуацию, а не наоборот.
В итоге состав комиссии просто расширили — с 15 до 17 человек. Зачем? Кандидатов слишком много, никого не выкинешь. Кроме того, 15 человек в комиссии вдруг назвали советской нормой. Абсурд? Конечно. Но хоть так процесс обновления ЦИК удалось разблокировать (см. также стр. 6). В новом составе Центризбиркома большего всего людей, которые ориентируются на действующего Президента. Помимо сразу шести человек, напрямую делегированных Блоком Петра Порошенко, с главой государства также связывают кандидатов от сателлитов БПП — депутатских групп Воля народа и Відродження. Добавьте к этому еще представителя партии УДАР, который сохранил свое место и давно сотрудничает с Порошенко, и получается, что глава государства может рассчитывать на девять из 16 нынешних членов ЦИК.
Конечно, такое долгожданное избрание ЦИК — в любом случае хорошо, особенно когда выборы через полгода. Но есть нюанс. По мнению юристов, под новый состав Центризбиркома заложена мина замедленного действия. Проблема все в том же увеличении численного состава. Его могут и уже собираются оспорить в Конституционном суде. При рассмотрении был нарушен целый ряд регламентных норм. Например, так и не был получен вывод бюджетного комитета. При этом в законе написано, что он не приведет к дополнительным растратам из госбюджета. Но как же тогда появление сразу двух новых членов комиссии, их зарплаты, зарплаты их секретариата. Или два из 17 членов ЦИК по жребию будут выполнять служебные обязанности на общественных началах? Плюс возникают вопросы к легитимности комиссии из-за отсутствия в ней представителей всех нынешних фракций парламента, на чем, в частности, отдельно несколько раз настаивал Запад.
Очень не хотелось бы, чтобы в разгар выборов или даже при подсчете голосов вдруг выяснилось, что законно избранного Центризбиркома у нас нет.
Затянувшиеся разборки
Выборы выборами, но и до них дожить надо. А с нынешней работой правоохранительных органов сделать это будет не так уж и просто. Среди силовиков продолжаются разброд и шатание. Не прекращаются разборки Национального антикоррупционного бюро и Специализированной антикоррупционной прокуратуры. На днях дошло до драки средь бела дня на улицах Киева. В САП подумали, что НАБУ снова пытается установить за ними прослушку. Напомним, жучки в кабинете руководителя антикоррупционной прокуратуры Назара Холодницкого месяц уже стояли. В НАБУ говорят, никакую прослушку не устанавливали, так мимо проезжали.
Закончилось все это потасовкой с участием полиции, работников САП, спецназов НАБУ и СБУ. Как результат — повреждена машина прокуроров и два автомобиля посторонних граждан, которые просто были припаркованы рядом.
Нынешнее руководство НАБУ и САП не может работать вместе, это уже понятно. Хотя глава НАБУ Артем Сытник заявляет, что никакого конфликта нет, только издержки профессии. Без их взаимодействия борьбы с коррупцией в стране не будет. Остается дожидаться увольнения одного из тандема Сытник — Холодницкий или обоих. Дошло до того, что каждый фигурант расследований НАБУ идет жаловаться на Сытника Холодницкому, как, например, министр инфраструктуры Владимир Омелян, которого обвиняют в незаконном обогащении. А стороны продолжают заводить друг на друга дела. Генпрокурор Луценко, который сначала вместе с Сытником требовал увольнения Холодницкого, теперь уже анонсировал вручение подозрения самому Сытнику.
В такой ситуации войны всех против всех в безопасности могут чувствовать себя, собственно, только сами коррупционеры. А в преддверии выборов громкие скандалы никому не нужны, вот так антикоррупционные органы и нейтрализуют, разжигая внутривидовую войну.
Но это еще не самое страшное. Общественных активистов, критикующих власть и раскрывающих ее нарушения, просто убивают. Счет нападений уже идет на десятки, очередное произошло в Одессе, стреляли в местного борца с незаконными застройками Олега Михальчика. Причем только в Одессе это 15-е за год нападение на представителя общественных организаций или СМИ. Власти культивируют агрессию против гражданского общества, генпрокурор прослушивает телефоны журналистов, никто за атаки на активистов не наказан, что создает иллюзию вседозволенности. Список нападений уже очень длинный — Екатерина Гандзюк, Виталий Устименко, Сергей Стерненко и так далее. Ни один заказчик так и не назван, ни один исполнитель не привлечен к ответственности. Зато силовики дерутся друг с другом и чужие машины бьют. Жжем дальше?