Financial Times пишет, что Украина вступает в третью зиму полномасштабной войны "с более мрачным настроением, чем когда-либо".
В редакционном материале издания Financial Times говорится, что в США и некоторых других западных странах меняются настроения по поводу того, чем и как должна закончиться война России против Украины. “Настроение меняется: от решимости, что война может закончиться только с изгнанием российской армии с Украины, к неохотному признанию того, что урегулирование путем переговоров, которое оставит большую часть страны нетронутой, может быть лучшей надеждой. Однако Киеву не оказывают необходимую поддержку даже для достижения этой сокращенной цели”, — уточняют журналисты.
Беспокойства из-за США
Запад беспокоит вероятность победы республиканца Дональда Трампа на выборах США, который, как он сам обещал, будет стремиться к быстрому завершению войны, развязанной Россией. При этом некоторые американские и европейские чиновники надеются, что Трампа, по крайней мере, удастся отговорить от принуждения Киева к неблагоприятной сделке с Москвой.
FT также отмечает, что ”некоторые официальные лица в Киеве” также беспокоятся, что им не хватает людей, огневой мощи и западной поддержки, чтобы вернуть всю территорию, захваченную Россией.
Болезненные компромиссы
По информации журналистов, за закрытыми дверями ведутся разговоры о сделке, в которой Москва сохраняет контроль над оккупированным территориями — хотя суверенитет России не признается — в то время как остальной части страны разрешено вступить в НАТО или ей предоставлены эквивалентные гарантии безопасности.
Однако журналисты сомневаются, что Путин будет согласен на вступление Украины в НАТО. Также сомнения вызывает и то, что диктатор согласиться на «мир в обмен на землю», пока его войска, хоть и с огромными потерями, продолжают захватывать новые территории.
Редакция FT подчеркивает, что за оставшиеся три месяца у власти президент США Джо Байден и его европейские союзники обязаны максимально поддержать Украину и поставить ее в “максимально сильную позицию” перед возможным президентством Трампа либо обеспечить фундамент для Камалы Харрис.
“Кремль можно подтолкнуть к переговорам о сделке, которая может быть удовлетворительной для Киева и Запада, только если он посчитает, что цена продолжения войны слишком высока”, — сказано в статье.
Официальная позиция
1 октября министр иностранных дел Андрей Сибига заявил, что Украина не пойдет на компромиссы, которые касаются территориальной целостности.
По словам министра иностранных дел, принцип «ничего об Украине без Украины» остается неизменным.
«Не территориальные компромиссы, а полная ответственность России и восстановление территориальной целостности и суверенитета Украины, включая Крым. В противном случае это будет отложенная война. Европа не может себе позволить иметь серые зоны или замороженные конфликты», — заявил Сибига.
Ранее Financial Times со ссылкой на неназванных европейских дипломатов заявило, что Сибига оказался «более прагматичным» в дискуссиях о компромиссах с Россией, чем его предшественник Дмитрий Кулеба.
В частности, дипломаты утверждали, что украинские представители в общении со своим западными коллегами стали якобы более открытыми относительно принятия потенциального соглашения о прекращении огня, согласно которому, российские войска остались бы на захваченных территориях в обмен на гарантии безопасности для Украины. В украинском ведомстве опровергли публикацию FT.
Настроения украинцев
Количество украинцев, которые считают полную и капитуляцию РФ и выплату ею репараций приемлемым условием до заключения мира со страной-агрессором сократилось с 42% в 2023 году до 32% в 2024 году, свидетельствуют результаты исследования Института социальной и политической психологии Национальной академии педагогических наук Украины совместно с Ассоциацией политических психологов.
Доля сторонников «более компромиссных вариантов мира» выросла:
- возвращение к государственным границам 1991 года, включая Донбасс и Крым, для мирного соглашения с РФ поддерживают 27,3% (против 25,1% в 2023 году);
- прекращение огня и отвод войск обеих сторон от линии соприкосновения — 14,6% (было 10,9%);
- возвращение под украинский контроль территорий, оккупированных после 24 февраля 2022 года — 11,5% (с 9,2%);
- превращение нынешней линии столкновения в государственную границу со страной-агрессором, если это откроет путь для вступления Украины в НАТО и ЕС — 4,8% (против 2,9% в 2023-м).
Может ситуация изменится, когда украинцы узнают детали так называемого “Плана победы” президента Владимира Зеленского.
“Поняв все позиции партнеров, все реальные возможности для Украины, усилив наш План победы, мы сделаем публичной нашу стратегию дальнейших действий. Важно, что перспектива в целом должна быть понятной для каждого в нашей стране”, — сказал Зеленский во время вечернего обращения в понедельник, 7 октября.
Президент отметил, что партнеры должны определиться с тем, как они видят окончание войны России против Украины.
«Место Украины именно в глобальной архитектуре безопасности, а также — с совместными шагами, которые могут поставить эту войну на курс к завершению», — заявил Зеленский.