В борьбе за контроль над сверхвыгодными военными поставками Украина постоянно попадает в скандальные истории. Выпутаться из них нелегко
Украина отгружает танки и гранатометы африканским повстанцам и пиратам в придачу. Практически даром вооружает грузин. Делится с Китаем и Ираном крылатыми ракетами. Выручка идет мимо государственной казны, а участники сделок погибают при странных обстоятельствах. И все это безобразие координируется лично Президентом Виктором Ющенко.
Так выглядит экспорт отечественного вооружения, если принимать за чистую монету истории последних скандалов.
Однако военные аналитики обосновывают такой накал страстей крайне конкурентной природой этого бизнеса, где нет недостатка в черном пиаре. И если у руководства страны и есть прегрешения, то лежат они, скорее, в коммерческой, нежели легальной плоскости.
В наследие от коммунистических времен Украине досталась треть союзной оборонки и квалифицированные специалисты. А уже разъехавшаяся по дружественным государствам советская техника требовала постоянного облуживания и модернизации.
С таким подспорьем страна сходу оказалась в клубе крупнейших мировых оружейников. И в силу скромных запросов собственной армии активно продает военное добро более воинственным народам. Суммы контрактов баснословные — в прошлом году, по подсчетам Центра исследований армии, конверсии и разоружения (ЦИАКР), украинцы заработали на оружии более $ 1 млрд. Но международные наблюдатели по-прежнему утверждают, что деньги эти зарабатываются не совсем честными методами.
Взрывоопасный экспорт
В своем докладе, опубликованном в начале октября, Стокгольмский международный институт мирных исследований отмечает, что экспорт украинского стрелкового вооружения в три африканские страны — Чад, Кению и Ливию — вызывает сомнения в том, что Украина является ответственным экспортером.
"В случае с Чадом и Ливией существует озабоченность, что оружие могло быть передано группам повстанцев <…> и внесло свой вклад в дестабилизацию в Чаде и провинции Дарфур в Судане", — сообщает институт.
Очередные подозрения в добросовестности украинских экспортеров — на этот раз со стороны американцев — прозвучали после захвата пиратами судна Фаина с украинскими танками, гранатометами и зенитными установками. Груз предназначался для Кении, однако пресс-секретарь пятого флота США лейтенант Натан Кристенсен уверяет, что Фаину ждали мятежники на юге Судана. И это несмотря на строжайшее эмбарго ООН на поставку оружия в регион.
Киев настаивает, что груз предназначался вовсе не для Судана, а для правительства Кении, где подтверждают эту информацию. Представители оборонного ведомства объяснили, что аббревиатура GOSS на сопроводительных документах, расшифрованная американцами как Government оf South Sudan (правительство Южного Судана), в действительности обозначает General Ordnance Supply and Security (Основное артиллерийско-техническое снабжение и боевое обеспечение).
Тем не менее глава Комиссии ВР по расследованию вопросов о поставках оружия Валерий Коновалюк (Партия регионов) поспешил сообщить: "Украина становится серьезным поставщиком контрабандного вооружения, эта торговля происходит под прикрытием главы государства". Но подтвердить свои обвинения фактами не смог.
И если формулировка "контрабанда" в данном случае не находит подтверждения, то обвинение в прикрытии главой государства сомнений не вызывает. Дело в том, что Ющенко курирует любую поставку вооружений — он уполномочен контролировать государственную компанию Укрспецэкспорт. И все это под наблюдением неусыпного ока Совета национальной безопасности и обороны, Службы безопасности и Государственной службы экспортного контроля.
Но в этой, казалось бы, безупречной схеме есть свои бреши — посредники. Они появляются на пути от Укрспецэкспорта к заказчику оружия.
Кружок для разведчиков
Бывший разведчик, а ныне совладелец нескольких южноафриканских компаний Георгий (попросил не указывать его фамилию) оказался на редкость откровенным собеседником.
Институт посредников в торговле оружием с африканскими странами возникает из-за нечистых на руку правительств стран Зеленого континента. Многим из них попросту выгоднее покупать оружие не напрямую, а через посредников, значительную часть комиссии которых (около 15% от суммы сделки) они потом забирают себе в виде откатов, объясняет Георгий. Причем по его словам, в обиде не остаются и украинские чиновники.
Большинство посредников — это разведчики, бывшие или нынешние, говорит Георгий. Поздоровавшись в темнокожим парнем за соседним столиком, он с улыбкой добавляет, что традиционно таким как он помогают студенты-иностранцы, обычно дети влиятельных на их родине родителей.
"В торговлю оружием я попал нечаянно — работал в Африке, мы обслуживали местную гражданскую авиацию, а через некоторое время пришли люди из министерства обороны. С предложением, от которого невозможно отказаться, — рассказывает Георгий, — Так мне пришлось возить в Африку украинское оружие".
Однако если случается крупный скандал, получают и за свои, и за чужие грехи — причем по полной программе.
Так, три года назад благодаря удивительной бдительности тех же американцев стало известно, что Украина поставила в Иран и Китай крылатые ракеты, рассчитанные на нанесение ядерных ударов.
В официальных бумагах продавцом значилась дочерняя компания Укрспецэкспорта, а покупателем — Россия. Обвинения за неожиданный исход изначально легальной сделки выдвинули четверым посредникам: россиянину, двум украинцам и австралийцу. А потом со всеми участниками стали происходить странные совпадения: СМИ писали в то время, что россиянина задушили в тюремной камере, австралиец погиб в автокатастрофе — так же, как и директор Укрспецэкспорта и руководитель той самой дочерней компании.
Везде виноваты
Все переделки, в которые попадало отечественное оружие, меркнут перед обвинениями лидера Южной Осетии Эдуарда Кокойты. Он ни много ни мало считает его ответственным за "геноцид осетинского народа". А Кремль не замедляет уточнить, что российские самолеты сбивали именно украинские зенитно-ракетные системы и работали на них тоже украинцы.
В парламенте сразу крепко ухватились за эту возможность скомпрометировать Президента и создали следственную комиссию. Ее глава Коновалюк охотно встретился с Корреспондентом в кулуарах уже распущенной Верховной Рады с толстой папкой документов в руках.
"[Модульная система] Шквал — новая разработка, наши военные о ней только мечтают. Два [зенитных ракетных комплекса] БУК-М1. [Радиолокационная система] Кольчуга — четыре комплекта, [установка залпового огня] Град — 25 штук, — зачитывает Коновалюк несколько наименований из списка оружия, которое, как он выяснил, украинцы поставляли грузинам. — Было ясно, что это поставки в будущую зону военных действий и нас в конфликт втягивают".
В честности и законности этих конрактов усомнилась и премьер-министр Юлия Тимошенко и отправила с этим разбираться еще и Контрольно-ревизионное управление. Пока идет разбирательство, Коновалюк использует свои источники. Среди них — "утечка информации из СНБО, это хотели скрыть от общественности". Коновалюк имеет в виду ответ директора Укрспецэкспорта Сергея Бондарчука на поручение Ющенко передать Грузии зенитно-ракетный действующий комплекс БУК-М1.
В своем ответе, который попал к Коновалюку, Бондарчук предупреждает Президента, что придется комплекс снять с боевого дежурства, а если узнает Россия — будут осложнения. Экс-министр обороны Анатолий Гриценко с такими опасениями соглашается и ставит подпись на документе. Несмотря на это, поставка все-таки произошла. Почему — Гриценко отвечает неохотно.
"То, что этот вопрос вызывает озабоченность, — там же написано. Но решение уполномочен принимать тот, кому адресован этот документ [Президент]. Этот же человек и несет ответственность", — намекнул Гриценко в разговоре с Корреспондентом на свою беспомощность в этом случае.
Он как бы невзначай добавляет, что обычно решение о продаже оружия утверждает Служба экспортного контроля, а если "вопрос чувствительный — комиссия из 15 человек, в том числе разведчики и представители СНБО, а уж если вопрос очень чувствительный — решает сам Президент".
В интересах государства
Похоже, поставки в Грузию были как раз "очень чувствительным вопросом". И Президент предпочитает об этом не распространяться, но свою позицию четко донес через лаконичное заявление Министерства иностранных дел: "Украина продавала и будет продавать оружие Грузии, в которой законно избрано руководство государства и относительно которой нет санкций ООН".
Однако оппоненты не успокаиваются и утверждают, что Киев продал Тбилиси современное оружие по бросовой цене. Исходя из подсчетов Коновалюка, всего государство продешевило на 500 млн. грн.
"БУК-М1 — нам Иран и Пакистан предлагали за него $ 150 млн, мы тогда не продали, сказали, дефицит — Грузии продали за $ 28 млн! По $ 40 тыс. танки продаем. Дешевле, чем внедорожник! Рыночная стоимость танка — не меньше $ 500 тыс.! А может ли винтовка или автомат стоить 547 грн.?"
Очень даже может, отвечает Михаил Самусь, заместитель директора ЦИАКР. "Конкурентной рыночной цены на рынке оружия нет — есть только конкретная цена конкретного договора", — ошарашивает он.
И иллюстрирует удивительной для непосвященных, но очень обыденной для этого рынка сделкой: американцы продали Польше военные самолеты на $ 3 млрд. И за это пообещали ровно столько же инвестировать в польскую экономику — за то, что поляки выбрали именно американских поставщиков.
"А танки нам эти нужны? И снаряды лишние — лучше мы их продадим по 10 коп., чем они в Новобогдановке и Лозовой взрываться будут", — объясняет Самусь всю невозможность понятия рыночной цены.
Военному аналитику шумиха вокруг экспорта оружия нравится. "Это полезное дело — в кои-то веки разобраться, проконтролировать и взывать к ответу", — считает он. Но не стоит превращать этот процесс в сеанс самобичевания. "Это стратегическое партнерство с Грузией. Не надо стесняться того, что у Украины есть свои стратегические интересы в Кавказском регионе", — призывает эксперт.
Да и вообще торговля оружием — это не бизнес, а государственная политика, и бессмысленно подходить к военным поставкам с коммерческими мерилами. Слово в слово то же говорил посредник и бывший разведчик Григорий.
"Покупатель оружия попадает в зависимость от продавца, ведь военную технику надо обслуживать. Поэтому экспортер оружия открывает для себя дверь в новую страну, как минимум получает преференции и дешевые ресурсы. И в каждой поставке украинского оружия есть определенный смысл — просто нам о нем не рассказывают", — объясняет Григорий.
Это расследование было опубликовано в № 41 журнала Корреспондент от 25 октября 2008 года