UA
 

Корреспондент: Враги поневоле. Как Сталин уничтожил немецкую общину в Украине - архив

13 декабря 2012, 10:19
0
5507
Корреспондент: Враги поневоле. Как Сталин уничтожил немецкую общину в Украине - архив
Фото: Архив Крымского этнографического музея
Семья Безганс, Крым, 1910-е годы

Немецкая община в Украине пережила российских императоров, Первую мировую войну и революцию. Но Иосиф Сталин и Великая Отечественная нанесли потомкам переселенцев с германских земель смертельный удар, - пишет Александр Голубов в рубрике Архив в № 48 журнала Корреспондент от 7 декабря 2012 года.

Целая армия - около 880 тыс. человек. Такая многочисленная немецкая община проживала в 1939 году на территории современной Украины. Потомки переселенцев, появившихся в Российской империи еще во второй половине XVIII века, построили на этих землях многочисленные села-колонии.

Украинские немцы пережили даже Первую мировую войну, когда армия их исторической родины захватила Украину, и революцию. Но пережить Вторую мировую и сталинские репрессии, а также развал СССР большинству из них было не суждено - за каких-то 60 лет община уменьшилась до 33 тыс. человек.

Целая армия - около 880 тыс. человек. Такая многочисленная немецкая община проживала в 1939 году на территории современной Украины

Несмотря на перенесенные предками страдания, современные украинские немцы не собираются покидать страну. Они видят для себя перспективы и здесь. Но хотели бы, чтобы власти на государственном уровне признали тот факт, что с немцами в недавнем прошлом поступили несправедливо.

“Сохранившийся еще с советских времен несправедливый ярлык “предателей” и “пособников фашистов” с нас так и не был официально снят”, - говорит Владимир Лейсле, председатель Совета немцев Украины.

Трудовые мигранты

“Многие думают, что мы - потомки либо оккупантов, либо военнопленных, - говорит Лейсле. - Это не так”.

Действительно, первые 13 немецких поселений появились на территории Украины еще в 1697 году. После победы над турками Петр I пригласил германцев и скандинавов, знакомых с корабельным делом, поселиться на север от новой опорной крепости России - Таганрога. Тогда первый император Российской империи думал прорубить “окно в Европу” через Черное море. Но поражение в Прутской войне с османами заставило Петра изменить планы, а немцы так и остались жить в Приазовье.

Первые 13 немецких поселений появились на территории Украины еще в 1697 году.

Правда, по-настоящему многочисленными их поселения стали лишь после того, как в 1763 году императрица Екатерина II издала манифест, приглашающий иноземцев переехать в Россию. Для освоения новых земель она решила использовать человеческие ресурсы измученной постоянными войнами Европы.

Чтобы привлечь переселенцев, императрица гарантировала им ряд льгот. Колонисты могли не принимать гражданства новой родины и отказаться от военной службы, им предоставлялась свобода вероисповедания и почти полное самоуправление, не говоря уже о свободе от уплаты налогов на первые десять лет после переселения. Одним из немногих ограничений был запрет на ведение миссионерской деятельности.

Множество немцев соблазнились предложением, и на украинских землях от Черниговщины до Черного моря начали появляться их колонии, отличавшиеся четко спланированной застройкой и размеренным укладом жизни. Дисциплинированные германцы были неприхотливы и охотно соглашались селиться даже на целинных землях, быстро добиваясь хороших урожаев.

Спустя время растущее число поселений, обладающих значительной степенью самоуправления, начало пугать власти, и в 1871-м все льготы для немцев-колонистов отменили. Причины описал один из тогдашних российских чиновников: “Нельзя не пугаться, что путем колонизации нашей западной окраины Германия и Австрия получают всегда готовое им служить население”.

Колонисты могли не принимать гражданства новой родины и отказаться от военной службы, им предоставлялась свобода вероисповедания и почти полное самоуправление, не говоря уже о свободе от уплаты налогов на первые десять лет после переселения

Следствием такой боязни стала попытка русифицировать колонистов. Вывески на всех языках, кроме русского, запретили, а немецкие названия населенных пунктов изменили на славянские. Так Нойдорф стал Брачками, а Геймталь - Старой Будой. Ближе к концу XIX века в школах колонистских сел запретили преподавание на немецком языке.

Новое столетие принесло новые проблемы: с 1905 года монархисты начали устраивать немецкие погромы в крупных городах империи, среди которых была, к примеру, и Одесса.

Первая мировая кардинально изменила жизнь колонистов. 400 тыс. немцев выселили из прифронтовой полосы, в том числе и в отдаленные области Сибири. При этом они лишились своей земли и имущества.

Однако после февральской революции 1917-го в новое правительство вошли этнические немцы, и дискриминационные законы отменили. А согласно Брест-Литовскому мирному договору 1918 года, заключенному большевиками, значительная часть Украины и вовсе была оккупирована немецкими войсками.

Но когда в самой Германии вспыхнула революция и немецкие войска ушли из Украины, колонисты, как и прочие жители украинских территорий, столкнулись с хаосом гражданской войны. Немецкие села грабили, а людей вырезали целыми семьями. Особенно доставалось от махновцев и петлюровцев, промышлявших как раз в местах традиционного расселения потомков германцев. В ответ те организовывали отряды самообороны.

Чужие среди своих

С установлением советской власти дела немцев поначалу складывались хорошо. В рамках политики коренизации в начале 1920-х на украинских землях возникли семь немецких национальных районов, два поселковых совета и 252 сельсовета, вновь появились этнические учебные заведения.

Правда, уже в 1933 году на ноябрьском пленуме ЦК КПУ власти стали говорить о необходимости очистить украинские земли от “фашистских элементов”.

Коллективизация, которой хозяйственные немцы особенно сопротивлялись, лишь добавила поводов для репрессий. Только весной и летом 1933-го власти раскулачили (то есть отобрали “лишнее” имущество и земли) 150 тыс. немцев. Тех, кто отказывался добровольно отдать нажитое, отправили в Сибирь.

В рамках политики коренизации в начале 1920-х на украинских землях возникли семь немецких национальных районов, два поселковых совета и 252сельсовета

Но эти репрессии несравнимы с тем, что довелось пережить потомкам переселенцев во время Второй мировой.

Тучи начали сгущаться еще в 1937 году. Руководитель СССР Иосиф Сталин написал в записке к протоколу заседания Политбюро ЦК КПСС: “Всех немцев на наших военных, полувоенных и химических заводах, на электростанциях и строительствах, во всех областях всех арестовать”.

Появился оперативный приказ для управлений НКВД, в котором речь формально шла лишь о подданных Германии, а не о советских гражданах немецкого происхождения. Однако намек вождя был понят дословно, и волна репрессий, прокатившихся по Союзу, сильно затронула этнических немцев.

С началом войны Кремль завершил начатое. Уже в августе 1941-го власти решили депортировать всех немцев, проживающих на территории СССР, в восточные районы - Сибирь и Казахстан. Формальной причиной стала уверенность “компетентных органов” в том, что среди этнических немцев тысячами роятся шпионы и диверсанты. До середины следующего года всех немцев Украины, а это 500 тыс. человек, перевезли вглубь страны.

На сборы обычно отводилось не более 15 минут, имущество, как и 30 лет назад, отбирали. Формально переселенцы должны были получить компенсацию на новом месте на основе выданных им справок о том, чем они владели. Но этого не произошло.

Коллективизация, которой хозяйственные немцы особенно сопротивлялись, лишь добавила поводов для репрессий

Поезда, которые везли переселенцев на восток, бомбила Люфтваффе, летчики которой зачастую знали, что уничтожают соплеменников. Но это вовсе не мешало им сбрасывать бомбы на эшелоны, так как речь шла о живой силе, которую Советский Союз мог использовать для тыловых работ.

Хотя намного больше немцев погибло при перевозке. Поскольку организация транспортировки легла на плечи НКВД, о питании, тепле и прочих нуждах людей никто не заботился. Вагоны опечатывали, открывали спустя какое-то время, выбрасывали трупы и отправляли дальше.

По прибытии немцев также не ждало ничего хорошего - они жили в спецпоселениях и работали в так называемых трудармиях. В итоге при перевозке и уже на новом месте обитания погиб каждый третий депортированный из Украины немец.

Среди основных причин высокой смертности на предприятиях, где работали депортированные, были голод и дистрофия. Трудовые нормы того периода, и так завышенные, для немцев увеличили в несколько раз. Выполнить их они не могли, поэтому власти урезали дневной рацион “трудармейцев”.

Пострадали не только мирные жители, но и те, кто с оружием в руках воевал с фашистами. В рядах Красной армии в начале войны служило множество немцев. Даже в сентябре 1941-го, когда красноармейцы понесли большие потери, немцев в их рядах насчитывалось около 35 тыс. Почти одновременно с депортацией гражданского населения вооруженные силы “очистили” и от них - 33,5 тыс. немецких бойцов перевели на восток и север Союза, в трудармии.

Поезда, которые везли переселенцев на восток, бомбила Люфтваффе, летчики которой зачастую знали, что уничтожают соплеменников

Тем не менее части немцев удалось остаться на фронте. Многие военачальники не хотели терять ценные кадры, на свой страх и риск скрывая их национальность.

Теоретически можно было добиться того, что немец останется в строю, и официально. Для этого командир должен был подать записку с аргументами в пользу такого бойца, сопровождаемую рапортом командующего фронтом. Даже легендарный полководец Георгий Жуков таким образом заступился за артиллериста Сергея Волкенштейна, впоследствии - генерал-майора и Героя Советского Союза.

Но порой добрая воля офицеров приводила к трагедии. Управление особых отделов НКВД зачастую считало подобное ходатайство поводом для того, чтобы расстрелять самого просителя, а солдата-немца отправить в Сибирь.

В итоге в Большой советской энциклопедии упомянуты лишь четыре Героя Советского Союза - этнических немца. Но Александр Дынгес, доцент кафедры всемирной истории Донецкого национального университета, утверждает, что на самом деле их было около 50. Из-за того, что часто немцы специально меняли фамилии и данные о своей национальности, установить точную цифру сложно.

Без вины виноватые

Окончание войны не принесло облегчения немцам, вынужденным работать на благо советской родины. Несмотря на то что трудармии были формально упразднены в сентябре 1946 года, на самом деле этот процесс растянулся на десятки лет.

В 1948-м своим декретом Верховный Совет СССР постановил навсегда оставить немцев в тех местах, куда их переселили в начале войны. Объекты, на которых они работали, посчитали слишком важными для государства, чтобы запросто оставить их без рабочих рук. Последнее немецкое спецпоселение - в городе Бодайбо Иркутской области - закрыли лишь в 1967 году.

И даже это не означало для немцев долгожданной свободы: их не только не реабилитировали, но и не давали возможности вернуться в места довоенного проживания. Лишь немногие отчаянные решались податься туда без денег и документов, подвергая себя серьезному риску.

В 1948-м своим декретом Верховный Совет СССР постановил навсегда оставить немцев в тех местах, куда их переселили в начале войны

“Административный запрет на возвращение в прежние места проживания был снят указом правительства только 3 ноября 1972-го. 31 год мы находились вне родины”, - говорит Дынгес.

Многие бывшие советские немцы, не ожидая в Украине для себя ничего хорошего, воспользовавшись помощью официального Берлина, еще в 1990-е вернулись на родину своих предков. Но сегодня волна эмиграции спала.

“Кто хотел, уже выехал, - уверяет Лейсле. - Кроме того, уровень жизни в Украине повысился, и многие увидели для себя перспективу здесь”.

Выходит, немцы опять поверили местным властям.

Но даже сейчас их трагедия до конца не исчерпана. После принятия в первом чтении в Верховной Раде так и не стали рассматривать законопроект О восстановлении прав лиц, депортированных по национальному признаку. Закон мог бы гарантировать жертвам депортации, желающим вернуться на родину, не только равные права с гражданами Украины, но и позволил бы им рассчитывать на возвращение доброго имени - признание депортации и репрессий сталинских времен незаконными.

***

Этот материал опубликован в №48 журнала Корреспондент от 7 декабря 2012 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент,опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.

ТЕГИ: журнал КорреспондентнемцыСталинВторая мировая войнаАрхив
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Читать комментарии