Когда экономика Украины оказалась на грани дефолта, а целостность ее территории под угрозой, у новой власти осталась одна надежда — на помощь Запада. Корреспондент разбирался, чем стране способна помочь заграница и насколько эффективной будет эта поддержка.
Когда в 1992 году Украина отказалась от ядерного вооружения, гарантами ее территориальной целостности выступили США, Великобритания и Россия. Теперь же, когда последняя поощряет отделение Крыма, первые два гаранта должны встать на защиту украинских интересов. То, что решить “крымский кризис” и наладить отношения с Россией самостоятельно Украина уже не может, не вызывает сомнения ни у экспертов, ни у политиков.
“Сейчас наибольший вызов перед Украиной — сохранение ее территориальной целостности, и самым актуальным вопросом для нее является политическая помощь стран Запада”, — считает народный депутат от Партии регионов Юрий Мирошниченко.
Успехи пока невелики. Россия продолжает наращивать присутствие своих войск под видом “самообороны Крыма” на территории полуострова, не снимает блокаду украинских военных и пограничных частей и не собирается разблокировать украинские военные суда в бухтах Севастополя и Донузлав.
“Важная задача — попытаться усадить [президента РФ Владимира] Путина за стол переговоров с украинской властью. Такие попытки делаются, но пока что безрезультатно”, — говорит глава Центра прикладных политических исследований Пента Владимир Фесенко.
Отказ госсекретаря США Джона Керри посетить Москву 10 марта, по мнению политолога, служит доказательством этого.
Если дипломатические и политические рычаги влияния на Россию не принесут результатов, западные страны могут применить экономические рычаги, в первую очередь торговые ограничения.
“Россия все-таки сильно зависит от европейской и мировой экономики. К краху это не приведет, но если начнется тотальная холодная война, то удар по экономике будет существенным”, — считает Фесенко.
В США уже сделали первый шаг в этом направлении — 12 марта обе палаты парламента инициировали перед правительством страны введение экономических санкций по отношению к РФ.
НАТО в помощь
Поскольку США и Великобритания — одни из крупнейших стран НАТО, то не исключено и привлечение этого военно-политического блока к решению конфликта. О вступлении Украины в Альянс речь пока не идет, но это не помеха.
“Хоть мы и внеблоковое государство, но имеем право на союзников и можем обратиться за военно-технической помощью к НАТО”, — полагает экс-министр обороны Украины, депутат от ПР Александр Кузьмук.
Это могут быть запасные части и агрегаты той техники, которая есть у нас на вооружении, материальные ресурсы вплоть до обмундирования и горюче-смазочных материалов. А вот с поставками военной техники тяжелее: не вся натовская техника адаптирована к условиям Украины, но на тяжелый автотранспорт мы точно можем рассчитывать.
О введении войск Альянса в Украину речь не идет, тем более что это может спровоцировать новую волну сепаратизма.
“Население Крыма, восточных областей будет еще сильнее напугано, и я не могу сказать, что при этом люди изменят отношение к России.
Войска НАТО в Крыму — это будет уже глобальный конфликт”, — отмечает Мирошниченко.
Не видит необходимости вводить в Украину войска НАТО и экс-министр обороны, внефракционный депутат Анатолий Гриценко.
“Они должны развернуть свои авиационные группировки, флот на своей территории. На нашей не надо, мы сами разберемся у себя в стране”, — говорит парламентарий.
Сейчас на северо-западе Черного моря вблизи территориальных вод проходят маневры военно-морских сил США, Румынии и Болгарии. Учения были запланированы задолго до возникновения кризиса, но украинские эксперты надеются, что они заставят Россию воздержаться от активных действий.
“Военно-морской баланс в Черном море не в пользу России, и это должно побудить ее к мирным переговорам”, — считает генерал армии, экс-глава Службы внешней разведки Украины Николай Маломуж.
11 марта НАТО ввел патрулирование воздушного пространства в районе украинских границ над территорией Румынии и Польши. Самолеты-разведчики оборудованы авиационными комплексами радиообнаружения и наведения, что позволит Альянсу отслеживать перемещения наземного и воздушного транспорта по территории Украины.
Слабая страховка
Украинские и европейские политики еще помнят, как Российская Федерация для политического давления на Украину разворачивала против нее торговые и газовые войны, и не исключают, что это может повториться.
Еврокомиссия в одностороннем порядке уже приняла решение о снятии таможенных пошлин для большей части (83,4%) украинских товаров, а для остальных определила беспошлинные квоты. После утверждения Европарламентом решение вступит в силу.
Такие нормы предполагались Соглашением об ассоциации Украины с ЕС — правда, уступка европейцев будет действовать только до 1 декабря 2014 года. Европейцы говорят об экономической выгоде для Украины в размере 500 млн евро в год. Ее пролонгация будет зависеть от того, подпишет ли Украина соглашение.
“Это может смягчить удар в случае введения Россией торговых санкций по отношению к украинским товарам”, — поясняет директор Института мировой экономики и международных отношений НАН Украины Олег Устенко, отмечая, что в доле украинского экспорта Россия занимает четверть всего объема.
Однако коснется снятие барьеров в основном продуктов питания, товаров АПК и химической продукции. В то же время машиностроение и металлургия могут пострадать в случае новой торговой войны.
Европейцы способны сделать намного больше для украинцев и помочь не в преодолении таможенных барьеров, а в сертификации украинских товаров для европейских рынков, говорит экономист Международного центра перспективных исследований Александр Жолудь.
“Таможенные пошлины в ЕС и так невелики, а вот сертификация — это большая проблема для украинских производителей, — объясняет эксперт. — Решив ее, можно было бы нарастить импорт и в ЕС, и в третьи страны, где такая сертификация принимается”.
Также европейцы могли бы привлечь Украину к своим инфраструктурным проектам, считает директор Центра экономических программ Фонда Разумкова Василий Юрчишин. Например, к расширению транспортных магистралей с севера на юг.
“С точки зрения формирования украинской логистики и развития инфраструктуры это то, что надо Украине”, — уверен эксперт.
Европа способна помочь и с поставками газа в Украину. Министр топлива и энергетики Юрий Продан заявил о намерении диверсифицировать поставки газа в Украину и получать от Европы 15 млрд кубометров в год.
“Нужно искать пути диверсификации, они уже есть. Это Словакия, Германия и другие возможности”, — сказал министр.
Правда, экономической выгоды от этого пока нет.
“Если Россия отменит цену газа для Украины $ 265 за 1 тыс. кубометров с учетом скидки, то ни один вариант реверса газа не дает нам возможности выиграть по цене”, — полагает эксперт по энергетическим вопросам Валентин Землянский.
Выгода появится, только если РФ откажется давать стодолларовую скидку, прописанную харьковскими соглашениями о продолжении пребывания Черноморского флота России в Крыму. Его могут денонсировать как в украинском парламенте, так и в самой России, если Крым перейдет в состав РФ.
Сам не плошай
Новая власть получила шанс привлечь в страну такое количество денег, о котором бывшему президенту Виктору Януковичу не приходилось и мечтать (см. график). Однако чтобы получить их, ей надо принять много реформаторских решений.
“Если этого не произойдет, то денег никто не даст”, — убежден экс-министр финансов, депутат от УДАРа Виктор Пинзеник.
По его мнению, правительству Арсения Яценюка необходимо ограничить возможности для коррупции, в первую очередь в сфере госзакупок, и формировать бюджет страны “по средствам”, не наращивая долги.
Кабмин уже анонсировал ряд мероприятий: сокращение трат на госаппарат и замораживание более 40 госпрограмм, пересмотр налоговых льгот и изменение налогообложения в отдельных секторах. Планируют также рост цен на газ для потребителей, коммунальных тарифов, сокращение пенсий для работающих пенсионеров на 50%, увеличение пенсионного возраста и многое другое. Большинство решений еще в проекте.
“Я не вижу пока четкого понимания того, каким образом будет происходить повышение цен на газ и какие механизмы компенсации задействует государство”, — говорит Землянский.
То же касается коммунальных тарифов и других новшеств.
В любом случае эксперты прогнозируют, что в ближайшие год-два основной массе украинцев придется нелегко.
“Без финансовой подушки, которую создают нам доноры, мы должны были бы повышать все одномоментно, а так у нас есть возможность делать это поэтапно”, — отмечает Жолудь.
По словам эксперта, первые признаки улучшения украинцы ощутят только через три-пять лет. Между тем аналитики не считают, что политика затягивания поясов приведет к массовым протестам.
“Риски протестов существуют, но у правительства достаточно инструментов не допустить их массовости”, — говорит Фесенко.
Он приводит в пример реакцию людей на действия правительства Николая Азарова по налоговой и пенсионной реформам, когда выступления предпринимателей, чернобыльцев и афганцев были многолюдными, но непродолжительными.
“Если не будет влияния извне, как это делается сейчас, то такие выступления будут решаемой проблемой”, — уверен эксперт.
***
Этот материал опубликован в №10 журнала Корреспондент от 13 марта 2014 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент, опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.