В те годы никто не думал, что все может быть иначе. Жизнь каждого человека была загодя разбита на этапы и предопределена. Октябрятская звездочка, пионерский галстук, комсомольский значек – всему было свое время. Где-то там, по другую сторону границы, существовал иной мир – в нем хищные милитаристы провоцировали гонку вооружений, толстосумы беззастенчиво грабили народ, преступность росла в геометрической прогрессии, прогрессивно мыслящие люди проводили пикетирования и демонстрации, их избивала дубинками полиция…
От всех этих ужасов граждан СССР надежно защищал «железный занавес». А на вооружении советской милиции дубинок, кстати, не было. Правда, со свободой слова в Советском Союзе дела тоже обстояли из рук вон плохо. Впрочем, что прошлое ворошить – давно это было, хотя и правда.
Эту небольшую группу людей, преимущественно старшего возраста, не заметить на Майдане Незалежности было нельзя. Они поддерживали в устойчивом состоянии большой фанерный щит, на котором было введено: «С днем рождения Леонида Ильича!». А рядом стояли женщины, держащие в руках столь узнаваемые всеми портреты бровастого генсека – с орденами и без оных. Занятное зрелище представляли они на фоне желто-блакитного озера реющих над «палаточным городком» государственных флагов…
Обитатели палаток – как те, кто за «Украину без Кучмы», так и те, кто за «Украину с Кучмой» смотрели на энтузиастов очень миролюбиво. Кое-кто подходил поближе; прохожие тоже останавливались. Вскоре собравшиеся на «пятачке» затеяли бурную дискуссию – правда, кулаками при этом никто не размахивал; антагонистических противоречий в позициях спорящих, похоже, не было. Происходило это 19 декабря – аккурат в этот день и родился много лет назад Леонид Ильич.
Интернет-газета Правда.Ру распространила интересную информацию. По результатам социологического опроса, проведенного в одном отдельно взятом городе Симферополе, многие люди считают, что при Брежневе народу жилось лучше всего. Леониду Ильичу свои голоса отдали 43% опрошенных. За генсеком следуют Юрий Андропов (11%), Никита Хрущев (9%), император Николай II (8%), Иосиф Сталин (4%), президент Украины Леонид Кучма (3%) и последний советский лидер Михаил Горбачев (2%).
Кстати, согласно Правде.Ру, Брежнев был точно так же популярен и 6 лет назад.
Чем же так люб народу Леонид Ильич? Во-первых, человеком он был очень осторожным, взглядов придерживался консервативных. При нем не было резких «новых поворотов». Пресловутый фактор неожиданности был сведен к минимуму. Официальная пропаганда ловко создавала у граждан иллюзию защищенности от внешнего мира. Сам же внешний мир, то есть зарубежье, представлялся, с помощью тотально подконтрольных государству СМИ, пространством агрессивным и угрожающим.
После разрушения СССР многим пришлось болезненно ломать десятилетиями сложившиеся стереотипы. Кроме того, советские люди привыкли жить жизнью размеренной и предсказуемой. Разрушение большой страны было подобно урагану, разнесшему в щепки некогда весьма безопасное укрытие. Оставшись под открытым небом, многие так и не смогли найти себе новый дом. И сдали строить его сами – из эфемерных кирпичиков воспоминаний. Прошлое имеет удивительное свойство, преломляясь в сознании людей, терять переходные оттенки. Оно становится либо белым, либо черным – третьего не дано.
Впрочем, мир иллюзий – это единственная территория, не подвластная агрессивному воздействию внешних факторов. За иллюзию можно хвататься снова и снова, терять ее, обретать, и, возможно, остаться в ней навсегда.