Возможно, на беседу с избранными представителями прессы главу российского государства подвигли события в Украине. И вот, пригласив в Кремль троих журналистов – от «Независимой газеты» и телеканалов ОРТ и РТР, Владимир Путин решил, без обиняков изложить им свою точку зрения на свободы слова и другие актуальные вопросы. Одна из основных высказанных Путиным мыслей такова: наступление на свободу слова власти может принести только вред. И с нею нельзя не согласиться.
В беседе Путин старался предстать человеком в меру либеральным, эдаким прагматиком.
Так, касаясь неустанно муссируемой СМИ темы свободы слова, он пообещал, что «…никакого закручивания гаек не будет. Мне думается, единственное, на что должны обращать внимание журналисты, единственное, от ЧЕГО они должны зависеть - это экономическая составляющая. Они не должны зависеть ни ни от КОГО. Они должны развиваться на собственной экономической базе.
Мне представляется, что наступление на свободу слова - это контрпродуктивно для самой власти». Так сказал Путин.
Правда, слова эти были поставлены под сомнение многими комментаторами. В частности, Би-Би-Си «напомнило» главе государства российского об оппозиционном телеканале НТВ и программе «Куклы», еженедельно представляющей народу господина Путина в «кукольно-карикатурном» виде. Комментатор высказал предположение, что Путину следовало бы «найти слова», которые бы «сняли опасения» журналистов, работающих в НТВ и программе «Куклы» за свою судьбу.
Здесь стоит, наверное, заметить, что если бы Путин и в самом деле решил с приходом к власти «закрутить гайки», то ни «Кукол», ни НТВ давно бы попросту не было в эфире. Российскому президенту в самом деле не сподручно вести наступление на оппозиционную прессу – этим он только покажет собственную слабость, и весьма нелепо даст противникам повод для массированного наступления.
Кстати, о противниках. Про них Путин говорил так: «Делать надо не по Чубайсу, а по уму. Правительство должно принять решение в интересах всей страны, а не одной компании».
Касаясь международной политики, Путин поспешил успокоить… Запад, сказав, что контакты его с «проблемными режимами» ни в коем случае не несут угрозы создания новых альянсов, так как являются сугубо прагматическими, то есть начисто лишены идеологического фундамента. Касаясь противоречивых заявлений Джорджа Буша о том, что американо-российские отношения будут строиться с «чистого листа», он сказал, что воспринимать это следует так: США-де и Россия не являются больше «противниками». И вспомнил советские времена, сказав, что тогда Москве тоже удавалось найти общий язык с республиканцами.
«Нам надо избавиться от имперских амбиций во внешней политике и четко обозначить национальные интересы. В советские времена мы так напугали мир, что это привело к созданию военных блоков. Пошло ли это на пользу - конечно нет. Но 10 лет назад мы почему-то решили, что нас так любят, как будто семеро - с сошкой, а мы одни - с ложкой. Теперь выяснилось, что и это не так», - резюмировал он.
Что же до чеченского узла, то здесь высказывания Путина можно понять так: войне – быть.
Тот факт, что Ельцин в взаимоотношениях с чеченцами, что называется, ослабил гайки, Путин назвал «национальным позором». И все же, Москва возобновила военные действия только после агрессивных действий чеченцев – четырех нападений на Дагестан и терактов в Москве.
Путин также высказал положительное отношение к вопросу переведения армии на профессиональную основу, заметив, правда, что это не может произойти быстро. «Вооруженные Силы не отвечают задачам сегодняшнего дня. Когда достаточно неожиданно началась кампания в Дагестане, выяснилось, что на передовой воюют мальчишки. Численность армии превышала миллион человек, а воевать оказалось некому», - признал он.
Если верить Владимиру Путину, то традиционно авторитарная Россия станет страной парламентской. По словам главы российского государства, составляющие демократии – это законы и воля населения страны, которые должны исполняться посредством реформируемого ныне Совета Федерации и Государственной Думы.
Правда, комментаторы ставят под сомнение самостоятельность российского парламента – в частности, Би-Би-Си задалось резонным вопросом: неужели решение нижней палаты парламента отказаться от независимого расследования трагедии "Курска" и передоверить его полностью исполнительной власти и военным, отражало мнение населения страны?
И, наконец, стоит привести еще несколько слов российского президента в адрес «пишущей братии» и прочих творческих личностей:
«Я слышал, что кое-где уже стали отливать мои бюсты и писать книжки "про Володю Путину". Никогда об этом не думал, но понимаю, что когда кто-то делает что-то подобное, он видимо, руководствуется самыми лучшими соображениями, относится ко мне по-доброму и хорошо. Хочу за это поблагодарить. Но просил бы этого не делать. Ни книжек ни писать, ни бюстов отливать.
Не могу активно этому противостоять, но очень прошу этого не делать, считаю, что это наносит мне только ущерб».
Что же, это тоже сказано с позиции прагматика. Путин остается верен себе… или все-таки имиджу?