Русская служба Би-би-си,
25 января 2012, 20:36
Экс-кандидат в президенты Белоруссии Андрей Санников, более года находящийся в местах лишения свободы, написал прошение о помиловании. Об этом на пресс-конференции в Минске сообщила его жена Ирина Халип.
Во вторник Ирина и мать Санникова, Алла Владимировна, получили возможность на краткосрочное свидание с заключенным в колонии "Витьба-3".
По словам Ирины, двухчасовое свидание проходило под контролем администрации колонии, увидеть Санникова им разрешили лишь через стеклянную перегородку, пообщаться с ним - посредством переговорной трубки.
"Меня потрясло, насколько измождённым он выглядит. Это человек, который за три месяца прошел минимум 10 лет сталинских лагерей", - сказала Ирина.
По ее словам, муж сказал, что его "отсидка закончилась в сентябре [прошлого года], дальше начались пытки".
Экс-кандидат в президенты Андрей Санников был арестован вечером 19 декабря 2010 года, в день президентских выборов в Белоруссии, после разгона силами правопорядка акции протеста против фальсификации итогов голосования.
После ареста он содержался в СИЗО КГБ, в мае 2011 года был приговорен к пяти годам лишения свободы в условиях строгого режима по обвинению в организации массовых беспорядков.
За прошедшие после вынесения приговора восемь месяцев Санникова шесть раз переводили в различные тюрьмы и колонии, более двух месяцев о судьбе экс-кандидата в президенты было практически ничего не известно – к заключенному не допускали адвокатов и родственников, переписка прервалась.
На пресс-конференции в Минске Ирина Халип заявила, что в конце свидания муж сумел продемонстрировать через заградительное стекло короткую записку со словами: "В любой момент меня могут убить".
Президент Белоруссии Александр Лукашенко ранее своими указами освободил из мест лишения свободы более 30 участников послевыборного протестного митинга.
На предновогодней пресс-конференции Лукашенко заявил, что оставшиеся в заключении экс-кандидаты в президенты Андрей Санников и Николай Статкевич, а также перенесший в тюрьме сложную операцию Дмитрий Бондаренко и отправленный на принудительные работы Павел Северинец упорствуют и не обращаются к президенту с прошениями о помиловании.
"Тридцать шесть заключенных было. Они не хотели сидеть в тюрьме. А эти, о которых тут радеют, говорят: "Мы будем героями". Ну, будьте героями — сидите. Пускай будут героями. Я не против", — сказал Лукашенко.
Ирина Халип утверждает, что ко времени этого заявления Лукашенко не мог не знать, что Санников направил бумагу на его имя еще 20 ноября.
"Очевидно, в бумаге написано не то, что хотел бы Лукашенко. Иначе этим прошением и президент, и официальные идеологи давно воспользовались бы для демонстрации своей победы над "смутьянами", - полагает Виктор Ивашкевич, соратник Санникова по коалиции "Европейская Беларусь".
Уже после отправки прошения белорусское государственное телевидение демонстрировало в прайм-тайм уничижительный сюжет о политическом сопернике президента, намекая, что в местах лишения свободы Санникову "отомстили" заключенные, низведя политика до низкого тюремного статуса. Оскорбительные для политика и его семьи статьи появились в официальной прессе и интернете.
"Это все очень страшно. Я знаю Андрея. И если из него выбили прошение, я не представляю, что с ним могли делать. Недаром его так долго держали без встреч с адвокатом. Самое страшное, что его теперь могут и не выпустить, так как тогда он расскажет, что с ним делали. Это ужасно. И сразу начинаешь думать, что происходит с другими политзаключенными", - сказала в интервью белорусской службе "Радио Свобода" Ольга Бондаренко, жена заключенного политика Дмитрия Бондаренко.
Ситуация с Андреем Санниковым широко обсуждается в белорусских интернет-СМИ и блогах. Многие из посетителей интернет-форумов желают экс-кандидату в президенты силы и скорейшего освобождения. Однако встречаются и реплики тех, кто разочарован "потерей имиджа стойкого оппозиционера" или откровенно злорадствует.
"Осуждать – у меня язык не поворачивается. Мы, те, кто на свободе, каждый день должны себя осуждать, спрашивая, что мы сделали для освобождения политзаключенных", - замечает политик Виктор Ивашкевич.
Международными правозащитными организациями все 16 находящиеся сейчас в колониях и тюрьмах оппоненты Лукашенко признаны политзаключенными. Евросоюз и США, настаивая на их освобождении, требует также полной и безусловной реабилитации репрессированных после белорусских президентских выборов 2010 года.
Ирина Халип, также осужденная за участие в послевыборной манифестации с отсрочкой приговора на два года, уверена, что прошение на имя Лукашенко муж мог написать только в одном случае – из-за угрозы расправы с ней и маленьким сыном.
"Разумные люди поймут, что, если угрожают жене и ребенку, нормальный, сильный мужчина – защитник – пойдет на все, чтобы спасти их. Человек может быть готов умереть сам, но ни один нормальный человек не пожертвует сыном", - сказала Ирина в интервью Би-би-си.