Русская служба Би-би-си,
16 февраля 2012, 16:23
Организованный оксфордскими социологами опрос показывает, что большинство ливийцев мечтают о сильном лидере. При этом ливийцы доверяют нынешним властям, несмотря на то, что те, видимо, потеряли контроль над многими отрядами бывших повстанцев.
Правозащитники Amnesty International накануне распространили доклад о том, что власти в Триполи не контролируют вооруженные группировки бывших повстанцев, которые представляют угрозу стабильности в стране.
По сведениям Amnesty, с прошлого сентября не менее 12 человек, задержанных ополченцами, умерли под пытками.
В январе ООН сообщала о том, что в заточении у повстанческих группировок находятся до 8000 сторонников Каддафи.
Исследователи из Института гуманитарных наук Оксфордского университета опросили более 2000 ливийцев с целью узнать, каким они представляют себе наилучшее государственное устройство.
Несмотря на широко распространенную ненависть к режиму Каддафи, оказалось, что 35% опрошенных предпочли бы в ближайшие пять лет видеть на посту главы государства сильного лидера или нескольких лидеров.
Жить при демократии хотели бы 29% респондентов.
В то же время 69% опрошенных ливийцев настаивают на том, что обычные граждане должны иметь возможность высказаться о том, как следует развиваться государству.
Примечательно, что абсолютное большинство опрошенных с оптимизмом смотрят на будущее Ливии: восемь из десяти ливийцев ждут улучшений в личной жизни, в экономической ситуации и в стране в целом.
Несмотря на очевидный оптимизм, 16% опрошенных признались, что готовы прибегнуть к насилию по политическим мотивам. Как заключают исследователи, в абсолютных цифрах это дает около 630 тысяч потенциальных бойцов в дополнение к 280 тыс. тех, кто ранее уже брался за оружие.
Однако кредит доверия сегодняшним ливийским властям у населения остается довольно высоким, отмечают социологи. По их данным, Национальный переходный совет Ливии пользуется наивысшим авторитетом среди всех государственных институтов в стране – уровень доверия к нему составляет 81%.
Переходное правительство Ливии заявляет, что пытается утвердить свою власть среди вышедших из-под контроля формирований бывших повстанцев. Но пока эти усилия во многом оказываются бесплодными.
В докладе Amnesty приводятся рассказы задержанных, согласно которым их оставляли связанными в неестественном положении, избивали на протяжении долгих часов при помощи кнутов, электрических проводов, цепей и прутьев, а также пытали током – посредством оголенных проводов под напряжением и электрошокеров.
"Никто не может призвать этих ополченцев к ответу", – сокрушается в интервью агентству Ассошиэйтед пресс старший советник по кризисному реагированию Amnesty International Донателла Ровера.
В одном таком центре для задержанных, находящемся в Триполи, инспекторы правозащитной организации обнаружили истерзанных людей, которых администрация пыталась спрятать от посторонних глаз.
Доклад основывается на инспекциях, проведенных в Ливии в январе и феврале.
Организация отмечает, что среди тех, кого подвергали пыткам, были мигранты и беженцы из африканских стран, которых обвиняли в том, что во время конфликта они были наемниками в армии Каддафи.
Би-би-си сумела найти подтверждения фактам истязаний в Мисрате – третьем по величине ливийском городе, а также в городке Кхарьян к югу от столицы.
Корреспондент Би-би-си Гэбриэл Гейтхаус рассказывает, что видел труп мужчины со следами побоев и электрических ожогов.
Вооруженные ополченцы также несут ответственность за кровопролитные столкновения, произошедшие в Триполи и в других ливийских городах в последние несколько месяцев.
Во вторник тысячи бойцов, собравшихся со всей западной Ливии, провели военный парад в столице, демонстрируя тяжелые пулеметы и ракетные установки, а также стреляя в воздух из автоматов и винтовок.
В пятницу масштабные торжества в ознаменование годовщины революции и начала новой эпохи в жизни Ливии пройдут по всей стране. Однако, по словам корреспондента Би-би-си, их омрачают опасения, что некоторые из числа тех самых людей, которые при поддержке НАТО вели борьбу за свержение прежнего режима, теперь представляют угрозу для будущего страны.