За три дня до второго тура выборов кандидаты на должность президента Франции - действующий глава государства, лидер партии Союз за народное движение Николя Саркози и победитель первого тура, кандидат от Социалистической партии Франсуа Олланд - в среду вечером впервые встретились лицом к лицу в ходе предвыборных дебатов.
Саркози 22 апреля стал первым действующим президентом Пятой республики, уступившим лидерство в первом туре выборов: он получил 27,18% голосов, Олланд - 28,63% голосов.
Таким образом, очные дебаты для Саркози были главной надеждой на рывок, который бы позволил догнать и обойти противника, опережающего его по всем опросам.
Горячая дискуссия продолжалась почти три часа: пока рано говорить, какое впечатление она произвела на избирателей, однако наблюдатели в целом сходятся в одном - Саркози был убедителен, но и Олланду удалось показать себя солидным, респектабельным политиком, который справедливо претендует на пост главы государства.
Боксерский поединок
Словесная дуэль двух кандидатов была организована телеканалами TF1 и France 2 и в прямом эфире ретранслировалась четырьмя французскими информационными каналами и пятью радиостанциями. До начала передачи ее потенциальная аудитория оценивалась в 20 миллионов человек.
Студия в парижском пригороде Плен-Сен-Дени была оформлена как боксерский ринг: квадратный подиум, большой стол посередине, слева - Олланд, справа - Саркози. На заднем плане - изображение Елисейского дворца - официальной резиденции президента Франции. Зрителей в студии не было, сторонники двух претендентов на высший государственный болели за своих фаворитов у экранов телевизоров.
Задолго до эфира представители Олланда и Саркози до деталей согласовали условия проведения дебатов. Так, температура в студии не должна была превышать 20 градусов, при этом для каждого кандидата был установлен свой климатизатор, чтобы сделать их участие в дискуссии максимально комфортным. Свет софитов не слепил глаза, стулья были удобные, гримерки расположены в противоположных концах студии, чтобы до начала дебатов и по их окончании противники не пересекались.
Съемка велась с помощью двух десятков камер, заранее было оговорено, что не будет "перебивок", а показывать можно только того, кто говорит в данный момент - за реакцией слушателя наблюдать нельзя. Кроме того, представители Саркози попросили не снимать президента в профиль из-за его знаменитого носа, а представители Олланда запретили показывать его со спины - с этого ракурса видно его лысину. Честь вести дебаты выпала Лоранс Феррари (TF1) и Давиду Пюжадасу (France 2).
Проведением дебатов воспользовались около 50 рабочих расположенного в Ольне-су-Буа завода Peugeot-Citroen, которые опасаются скорого закрытия предприятия - они организовали шумный митинг примерно в пятидесяти метрах от телецентра.
Олланд и Саркози один за другим прибыли в Плен-Сен-Дени примерно за час до начала эфира. Обоих подвезли непосредственно к входу в здание, однако Олланд решил подойти к рабочим, которых сдерживал полицейский кордон. В свою очередь Саркози прошел прямо в здание.
"Если они здесь, то для того, чтобы их услышали. Поэтому было правильно по меньшей мере подойти к ним и узнать, что они хотели нам сказать", - пояснил Олланд в эфире канала BFMTV.
Стресс-тест
Для кандидата-социалиста, которого многие считают менее харизматичным и потому меньше похожим на президента, чем опытный, боевитый Саркози, дебаты стали первой настоящей проверкой на прочность.
"Главный сюрприз дебатов - это тактика Франсуа Олланда. Мы думали, он будет смягчать выпады в свою сторону, но он сам решил нападать. Он понял, что дело сегодня было не в программе, а в личности, похож он на президента или нет. И он не развалился, все три часа дебатов представлял себя как противоположность президентской модели Саркози", - сказал в эфире телеканала iTele политический обозреватель Пьер Аски.
Наблюдатели отмечают, что бывшей спутнице Олланда, экс-кандидату в президенты Сеголен Руаяль в 2007 году не удалось вывести Саркози из равновесия, тогда как против выпадов Олланда Саркози не всегда удавалось сдерживаться. В отличие от социалиста, который в большинстве случаев сохранял спокойный тон и не делал лишних телодвижений, президент-кандидат был более агрессивен, чаще повышал тон, подавался вперед и подергивал плечами.
При этом Саркози также решил использовать свое преимущество - закрепившийся за ним образ лидера. Так, он раскритиковал желание Олланда быть "обычным, нормальным" президентом по сравнению с самим Саркози.
"Вы говорите, обычный президент. Должность президента республики - это не обычная должность, и нынешняя ситуация тоже необычна. Ваша обычность не дотягивает до ситуации. Я не думаю, что генерал (Шарль) Де Голль, Франсуа Миттеран, Валерии Жискар д'Эстен, Жорж Помпиду были в этом смысле обычными, нормальными людьми", - сказал президент-кандидат.
Есть, о чем поговорить
Начались дебаты с обсуждения экономической политики Франции, на это ушла половина эфирного времени - полтора часа. При этом никаких новых предложений выдвинуто не было, противники продолжили прежние обвинения. Так, Саркози неоднократно говорил о "расточительном безумии" социалиста, упрекая его в желании создать 60 тысяч рабочих мест в сфере образования, тогда как Олланд напомнил Саркози итоги его "пятилетки", в том числе рост безработицы и дефицита госдолга. Как обычно, кандидаты не сошлись в показателях, и оба заявили, что пресса их рассудит.
Соперники много обсуждали атомную энергетику: Олланд настаивал, что он за пять лет закроет только одну АЭС - "Фессенхайм", расположенную в Эльзасе, тогда как Саркози напоминал о планах кандидата сократить долю атомной энергетики во Франции до 50% к 2025 году.
Олланд критиковал Саркози за рост НДС, который в случае переизбрания президента осенью поднимется на 1,6%. Президент консерватор заявил, что его соперник хочет сократить в стране число богатых, тогда как он намерен уменьшить число бедных.
В области европейской политики главным критерием опять же стало не содержание программ, а честность предвыборных обещаний. Олланд напомнил предложения по стимулированию экономического роста, которые он намерен добавить к европейскому бюджетному пакту, а Саркози заявил, что из четырех предложений три уже реализуются по его инициативе.
Кандидаты вернулись к дорогой для Саркози теме иммиграции и уточнили свои предложения. Олланд заявил, что намерен сохранить легальную иммиграцию на нынешнем уровне - 180 тысяч новых видов на жительство в год, тогда как Саркози настаивает на сокращении этого числа до 100 тысяч. Основную полемику вызвал вопрос о голосовании иностранцев не из ЕС на муниципальных выборах - вторых по популярности во Франции после президентских.
Олланд намерен дать право голосовать иностранцам, легально проживающим во Франции более пяти лет. Саркози же напомнил, что основное число иммигрантов в стране - выходцы из Африки с мусульманской культурой, а потому право на голосование они будут использовать в интересах своих небольших культурно-религиозных общин.
О безопасности, которая является одним из основных сюжетов для Саркози, кандидаты вовсе не говорили. Зато, в отличие от многих дебатов, у них осталось около 15 минут на обсуждение международной политики. При этом ведущие задали только два вопроса: о сроках вывода войск из Афганистана и о политике в Африке, где в заложниках находятся 9 французов. По первому вопросу кандидаты подтвердили свои позиции: Олланд собирается вывести войска до конца 2012 года, а Саркози - в конце 2013 года. В вопрос о заложниках никакой ясности участники дебатов не внесли, причем Саркози выступил за помощь Франции африканским государствам в борьбе с терроризмом.
Оставшиеся для заключительного слова несколько минут в финале дебатов Саркози посвятил избирателям, которые в первом туре проголосовали за лидера крайне правого "Национального фронта" Марин Ле Пен и центриста Франсуа Байру, заявив, что некоторые идеалы этих избирателей близки и ему. Чтобы победить Олланда во втором туре, ему необходима поддержка около 70% избирателей Ле Пен.
Олланд, в свою очередь, призвал не бояться голосовать за него, несмотря на заверения противников об угрозе кризиса доверия рынков в случае прихода социалистов к власти.
"Перед французами стоит выбор - продолжить с вами, Николя Саркози, или поддержать изменения. Не нужно бояться - не будет никаких спекуляций, о которых вы предупреждаете, никаких сравнений с Испанией", - заявил кандидат-социалист.
Обвинения во лжи
Напряженная дискуссия зачастую проходила на повышенных тонах. После относительно спокойного начала между кандидатами произошел традиционный для этого формата обмен взаимными обвинениями в недостоверной информации, что привело к словесной перепалке.
"Вы все время довольны собой. Что бы ни было, что бы ни случилось, вы всегда довольны собой. Французы все меньше (довольны вами), но вы, вы довольны", - заявил Олланд.
"Это ложь", - ответил Саркози.
"Вы очень недовольны собой, я ошибся, должен принести извинения", - сказал Олланд.
"Мсье Олланд, здесь вам не конкурс шуточек", - отреагировал Саркози.
Позже дискуссия вновь обострилась, когда дошло до обсуждения вопросов налогообложения, снова последовали обвинения.
"В своем стремлении доказать недоказуемое вы врете", - заявил кандидат-президент на что социалист отметил: "Мне кажется, что у вас есть склонность к тому, в чем вы обвиняете других".
Олланд обвинил Саркози в том, что его налоговая политика благосклонна к обеспеченным гражданам.
"Скажите еще, что у нас больше нет налога на имущество, что мы только и делаем подарки для богатых. Это клевета, это ложь", - заявил Саркози, на что Олланд отреагировал смешком.
"Вам это кажется смешным?", - спросил президент.
"Да, потому что теперь вы добавили еще и клевету ко лжи. Вы неспособны вести дискуссию без оскорблений в адрес собеседника. А еще говорите, что вы президент-объединитель", - заявил Олланд.
После того, как социалист обвинил Саркози в том, что он повсюду разместил своих сторонников, тот снова не сдержался.
"Вы назначили ваших приближенных везде: во всех учреждениях, во всех министерствах, во всех префектурах, во всех администрациях, в банковских структурах", - заявил Олланд.
"Это ложь, это клевета, вы маленький клеветник", - ответил президент.
"Вы и в судебных ведомствах своих приближенных назначили, это неопровержимый факт", - продолжил кандидат Соцпартии.
На это Саркози ответил тем, что председателем престижного финансового комитета Национальной ассамблеи (нижняя палата парламента) благодаря решению правящей партии был назначен именно социалист.
Кроме того, Саркози обвинил Олланда в отсутствии международного опыта и том, что он "не знает Европы", а также заявил, что "не намерен брать политические уроки у того, чья партия объединяется вокруг Доминика Стросс-Кана".
В свою очередь Олланд вновь припомнил оппоненту его мифическую поездку в Фукусиму. "Вы сказали, что ездили в Фукусиму, хотя никогда там не были", - сказал он.
Наш лучше
Представители обоих кандидатов по итогам дебатов заявили о победе.
"Я считаю, что Франсуа Олланд был великолепен, и что дебаты действительно показали, каким будет его президентство - понятный курс, вновь обретенные республиканские ценности, четкие ответы на вопросы, ясные приоритеты", - заявила лидер Социалистической партии Мартин Обри.
По ее словам, Олланд продемонстрировал решительность и одержал победу по всем пунктам, тогда как Саркози был вынужден обороняться, ответственность за все неудачи последних лет свалил на других, не предложил ничего нового и говорил неправду.
В свою очередь лидер правящей партии "Союз за народное движение" Жан-Франсуа Копе заявил, что Саркози доказал свою силу, заставив Олланда колебаться и отступить.
"Эти дебаты позволили нашему кандидату достичь всех своих целей. Эта конфронтация должна ясно продемонстрировать, с одной стороны, силу проекта Николя Саркози, его решительность и твердость, с другой, отступающего в нерешительности высокомерного Франсуа Олланда", - сказал Копе.
Имя будущего президента Франции станет известно 6 мая.