Русская служба Би-би-си,
9 апреля 2013, 09:46
Скончавшуюся в понедельник в возрасте 87 лет Маргарет Тэтчер считают одним из самых выдающихся лидеров Британии и одной из ключевых политических фигур XX века. Заметный след оставила она и в российской истории. В этом смысле среди британских премьеров ее можно сравнить только с Черчиллем.
По словам писателя Александра Иванова, наибольший вклад в крушение мирового коммунизма внесли три человека: "мужественный старый шериф" Рональд Рейган, "практичная домохозяйка в премьерском кресле" Маргарет Тэтчер и Михаил Горбачев.
Советская политика 1970-х годов и особенно вторжение в Афганистан привели Тэтчер, как и многих на Западе, к мысли, что разрядка в понимании Москвы означает односторонние уступки со стороны свободного мира и потакание "империи зла" к добру не приведет.
Возглавив в 1979 году британский кабинет, она активно поддержала размещение американских ракет средней дальности в Западной Европе и Стратегическую оборонную инициативу Рональда Рейгана.
По мнению многих историков, именно перспектива нового витка гонки вооружений, на фоне очередного снижения нефтяных цен грозившая СССР разорением, подтолкнула Кремль к реформам. Ключевую роль в этом, благодаря своим экономическим и военно-техническим возможностям, сыграли США, но и позиция Тэтчер была немаловажной.
Симпатии к Горбачеву
Любопытно, что представители ЦК КПСС на закрытых лекциях утверждали, что избрание Тэтчер премьером Москве на руку, поскольку ее экономическая политика усугубит страдания трудящихся и приведет к власти в Британии левое крыло лейбористской партии.
Считается, что именно Тэтчер "открыла миру" Горбачева после встречи с ним в декабре 1984 года в Лондоне. Широко известны приписываемые ей слова: "С этим человеком можно иметь дело".
Во время государственного визита в Британию Бориса Ельцина в ноябре 1992 года Тэтчер отсутствовала на приеме, устроенном герцогом Йоркским и, по мнению СМИ, "достойном русского царя". Наблюдатели объясняли это тем, что ее симпатии по-прежнему принадлежали Михаилу Горбачеву.
В марте 1987 года, когда Тэтчер приехала с визитом в Москву, Центральное телевидение показало в прямом эфире обширное интервью с главой капиталистической страны, чего прежде никогда не делалось.
Для советских граждан это стало сенсацией и вехой в развитии горбачевской гласности. Разговор затронул не только советско-британские отношения, но и мировоззренческие вопросы, причем оппонировавшие Тэтчер асы советской международной журналистики Томас Колесниченко, Владимир Симонов и Борис Калягин, по общему мнению, выглядели беспомощно.
После интервью, в котором британский премьер убедительно и остроумно развенчивала пропагандистские штампы о мире капитала, родился анекдот.
Рейган, Тэтчер и Горбачев получили возможность задать Богу по одному вопросу и захотели узнать, когда их народы достигнут райской жизни. Узнав, что с американцами это произойдет через 50, а с британцами через 100 лет, Рейган и Тэтчер заплакали, сказав: "Мы столько не проживем". Дошла очередь до Горбачева. "Я столько не проживу!" - сказал Бог и заплакал.
Пример для российских реформаторов
Особое внимание к Тэтчер было связано и с тем, что она являлась первой женщиной-премьером Британии. Либерально настроенные россияне видели в этом символ прогресса и осуждали за сексизм Руслана Хасбулатова, обозвавшего ее в 1993 году "заезжей бабешкой". На фоне безвкусно одетых советских номенклатурных дам с неизменными высокими прическами "железная леди" стала в СССР иконой женского делового стиля.
Бывший помощник Горбачев по международным делам Анатолий Черняев считает раздутыми и неправильными версии о том, что Маргарет Тэтчер якобы хотела остановить объединение Германии руками СССР.
"Я присутствовал на переговорах и с Тэтчер, и с Миттераном, и все слышал. У них были свои комплексы, связанные с войной, они высказывали определенные осторожные опасения. Но представлять дело так, будто Маргарет уговаривала Горбачева затормозить процесс - это просто смешно", - заявил он в интервью Русской службе Би-би-си в 2009 году.
Однако в наибольшей степени фигура Тэтчер сделалась фактором российской политики уже после ее ухода из политики британской.
В центре национальной дискуссии оказалась ее экономическая доктрина: индивидуализм, конкуренция, частная собственность, служебная роль государства.
Редкий спор о путях развития России в начале 1990-х годов обходился без упоминания Тэтчер. Либералы постоянно цитировали ее знаменитые фразы: "Бесплатный сыр бывает только в мышеловке" и "Выйдите на улицу, крикните: Народ! - кто вам ответит?", и мечтали пригласить Тэтчер в Россию лет на пять главным менеджером.
Егор Гайдар и Анатолий Чубайс считали ее учителем и примером. Их оппоненты заклинали проводить реформы как угодно, только не "по Тэтчер".
При этом младореформаторов критиковали за то, что они далеко ушли от идей своего кумира при проведении приватизации.
Действительно, ваучеры и залоговые аукционы мало напоминали британскую приватизацию 1980-х годов, когда госсобственность продавалась на открытых аукционах тем, кто больше заплатит. Архитекторы российской приватизации в ответ указывали, что Тэтчер работала в совершенно иных условиях и решала, по сравнению с ними, точечную задачу.
В день кончины Маргарет Тэтчер трудно обойтись без избитой фразы из некрологов: "Ушла эпоха". Теперь она принадлежит истории вместе с бурным концом XX века.
Источник: Русская служба би-би-си