Фото: consilium.europa.eu
Отношения между Германией и Францией влияют на весь Евросоюз
Канцлер ФРГ Меркель и президент Франции Олланд не могут найти общий язык. Но хорошие германо-французские отношения - залог успеха ЕС. В чем причина сложившейся ситуации, выясняла DW.
Когда Франсуа Олланда спрашивают о его отношении к канцлеру Германии Ангеле Меркель (Angela Merkel), французский президент говорит, что "между друзьями возникла напряженность". Иными словами, отношения Парижа и Берлина переживают не самые лучшие времена.
Что им дал переход на "ты"?
Причины для возникновения "напряженности" между двумя европейскими лидерами были самые разные. Еще в ходе президентской гонки во Франции Ангела Меркель открыто поддержала тогдашнего соперника Олланда Николя Саркози. Этого ей социалист Олланд, судя по всему, не простил до сих пор и теперь оказывает демонстративную поддержку конкуренту Меркель на предстоящих в сентябре выборах в бундестаг, социал-демократу Перу Штайнбрюку (Peer Steinbrück).
Отношения не улучшились и после того, как с начала 2013 года Меркель и Олланд стали обращаться друг к другу на "ты". Для развития германо-французских связей, впрочем, куда важнее не личная дружба руководителей, а соотношение сил двух ведущих экономик Европы. Еще десять лет назад в Париже могли считать себя примерно равными Берлину в том, что касается экономической мощи. Но с тех пор Франция сильно сдала свои позиции.
Деиндустриализация, самый высокий уровень безработицы за время существования Пятой республики (то есть, с 1958 года) - Франсуа Олланд перенял бразды правления страной, оказавшейся в крайне непростом положении. Но выполнить данное избирателям обещание выправить ситуацию французскому президенту не удается. Так, спустя год число безработных во Франции на 322 тысячи больше, чем до прихода Олланда к власти.
Правильно, но слишком медленно
Правительство ФРГ убеждено, что важнейший партнер Германии - Франция - способен снова встать на ноги лишь при помощи широких структурных преобразований экономики в духе пакета реформ немецкой социальной системы и рынка труда, реализованных предшественником Меркель на посту канцлера Герхардом Шрёдером (Gerhard Schröder). Многие обозреватели в Париже и Берлине считали, что у Олланда, возглавляющего правое крыло в своей партии, хватит сил и мужества на проведение таких реформ.
Но год спустя стало казаться, что президент на прорыв, которого от него ждут, неспособен. Франсуа Олланд сделал ставку на небольшие изменения, принятые на основе общественного консенсуса. Среди них есть те, которые поддерживает большинство экспертов, например, давно назревшие реформы рынка труда.
Но темпы осуществления правительством перемен слишком медленные, считают в Германии. Французскую экономику социалисты "довели до ручки", сетует кандидат на пост канцлера от немецкой Свободной демократической партии (СвДП) Райнер Брюдерле (Rainer Brüderle). В таком же духе, пусть и не в столь сильных выражениях, могли бы высказаться многие ведущие политики в Германии.
Слабый президент Олланд
Тем временем Франсуа Олланд стремительно теряет поддержку населения, что сужает пространство для маневров французского президента, наделенного вообще-то весьма обширными полномочиями. Спустя год после избрания Олланда лишь каждый пятый житель страны одобряет его политику. Это худший показатель среди всех президентов Франции, начиная с 1958 года. Французы считают Олланда слабым, нерешительным и противоречивым политиком.
О том, что нынешний хозяин Елисейского дворца растерял свой авторитет, свидетельствует и нелестное прозвище, данное ему журналистами: "Monsieur faible" - "месье Слабак". На Олланда растет давление со всех сторон (прежде всего - из собственной партии) с целью добиться от него проведения внятного курса как во внутренней, так и во внешней политике.
Пока инициативы Олланда на европейском направлении Ангела Меркель не поддерживает - ни идею выпуска общих для стран еврозоны облигаций (евробондов), ни изменение роли Европейского центрального банка, ни реализацию краткосрочных инвестиционных программ.
"Южная" коалиция против Берлина?
Влиятельные представители французской Социалистической партии требуют от Олланда создать "южную" коалицию (включая Италию и Испанию) против Берлина с тем, чтобы сменить вектор общеевропейской политики: увеличивать госдолги, усилить влияние государства на экономику, поднять расходы на социальные программы.
Ведь французские социалисты считают, что в том, что кризис в Европе не удается преодолеть, виноват именно курс жесткой экономии, поддерживаемый Берлином. Но французский президент медлит и не решается пойти против Берлина в открытую.
В начале года Меркель и Олланд договорились представить партнерам по Евросоюзу до конца июня 2013 года общие предложения относительно дальнейшей интеграции ЕС. Но, судя по исходящей от обоих правительств информации, ждать от этого документа прорыва не стоит. Как и вообще динамики в германо-французских отношениях. По крайней мере, пока не пройдут выборы в бундестаг.
Источник: Русская служба DW