В четверг Европейский суд по правам человека в Страсбурге отклонил апелляцию бывшего лидера ГДР Эгона Кренца о пересмотре приговора, осуждающего его на 6,5 лет. Сам заключенный, по словам адвоката, не смог присутствовать на заседании суда по состоянию здоровья.
Кренц, унаследовавший свой пост у Эрика Хоннекера осенью 1989 года, успел порулить "первым социалистическим
Кренцу вменили в вину его приказы стрелять по согражданам, пытавшимся перебраться в Западный Берлин |
государством на немецкой земле" лишь несколько недель. В попытке спасти репутацию режима Восточной Германии Кренц "открыл" Берлинскую стену, позволив жителям разделенного города свободно переходить из Восточного сектора в Западный. Однако, после объединения Германии западные немцы вменили Кренцу в вину его прошлые негласные приказы стрелять по всем согражданам, пытавшимся перебраться в Западный Берлин.
При попытках преодолеть стену, разделявшую город, погибло около 80 человек. Некоторые исследователи, как пишет ВВС, считают, что общее число погибших - 256 человек. В 1999 году суд признал Эгона Кренца, отвечавшего в руководстве ГДР за госбезопасность, виновным в гибели десятков сограждан и приговорил к тюремному заключению сроком на шесть с половиной лет.
В январе 2000 г. после нескольких неудачных попыток оспорить решение суда Кренц угодил-таки за решетку, однако с судьбиной не смирился и продолжал утверждать, что его действия времен существования Берлинской стены не нарушали тогдашних законов ГДР и международного законодательства, поскольку положение о защите границ государства было в конституции Восточной Германии.
Однако, судьи в Страсбурге напомнили Кренцу, что в конституции была также и статья о защите человеческой жизни,
Практика охраны границы любой ценой нарушала статью конституции о защите человеческой жизни |
а практика охраны границы любой ценой нарушала эту статью. К тому же, судьи указали, что Кренц, занимавший столь высокий пост в руководстве ГДР, несет личную ответственность за убийства беглецов из Восточного Берлина. Судьи единогласно признали, что при вынесении Кренцу и его подельщикам обвинительного приговора не были нарушены ни восточногерманские, ни европейские законы.
Сам Кренц полагает, что правосудие несправедливо по отношению к нему: "Это - правосудие победителей"...