Фото: Reuters
У США и России по прежнему остаются разногласия по сирийскому вопросу
Казалось бы, США и Россия договорились об уничтожении сирийского химоружия. Но разногласия остаются. Поэтому СБ ООН до сих пор не сумел принять резолюцию по Сирии.
Соглашение об уничтожении химического арсенала Дамаска внесло новую динамику в дипломатические усилия по урегулированию сирийского конфликта. Угрозы воздушного удара со стороны США вынудили президента Башара Асада отказаться от химического оружия. Это разбудило надежды на всеобъемлющее мирное решение сирийской проблемы. Однако среди стран-членов Совета Безопасности ООН по-прежнему нет единства по существенным вопросам. Кроме того, в гражданскую войну в Сирии вмешиваются еще и другие государства.
О чем конкретно идет спор в Совете Безопасности ООН?
Между США, Россией и Сирией достигнуто принципиальное соглашение об уничтожении до середины 2014 года сирийских запасов химического оружия. Теперь предстоит согласовать детали реализации этого плана. Требуются эксперты, техническое оборудование и гарантии безопасности со стороны всех участников конфликта.
Россию и страны Запада объединяет опасение, что отравляющие вещества могут попасть в руки террористов. Кроме того, они не хотят дальнейшей эскалации военных действий. Эти общие интересы и заставили их договориться об уничтожении химического оружия Дамаска, запасы которого оцениваются в 1 тысячу тонн.
Три постоянных члена Совбеза - США, Великобритания и Франция - хотят включить в текст пункт об угрозе военного удара в том случае, если режим Асада будет саботировать химическое разоружение. Но Россия и Китай до сих пор отвергают этот пункт. Нет согласия и в том, кто применил нервнопаралитический газ зарин 21 августа вблизи Дамаска. Запад винит в этом преступлении, в результате которого погибли, по разным оценкам, около 1400 человек, режим Асада, Россия и Китай - повстанцев.
Принесет ли соглашение о химическом разоружении мир в Сирию?
Вице-премьер правительства Сирии Кадри Джамиль признает, что в настоящее время ни одна из сторон конфликта не в состоянии одержать победу силой оружия. Поэтому необходимо политическое решение. Национальная коалиция оппозиционных сил тоже требует переговоров. Иран предлагает выступить посредником между ними. Однако оппозиция настаивает на отставке Башара Асада, который и не думает прощаться с властью.
Асад согласился с химическим разоружением. Но, по его словам, это будет сложный, затяжной и дорогостоящий процесс. Многие эксперты уверены, что сирийский режим просто пытается выиграть время. Этой точки зрения придерживаются и представители сирийской оппозиции.
Россия, являющаяся наряду с Ираном ближайшим союзником Асада, поставляет ему оружие и блокирует с помощью своего права вето в Совбезе ООН санкционирование решительных действий против Дамаска. Эксперт по Сирии, сотрудник берлинского фонда "Наука и политика" Хайко Виммен (Heiko Wimmen) в интервью DW указывает, что эта позиция вызвана желанием Москвы продемонстрировать, что она надежнее защищает своих союзников, чем США. Кроме того, Кремль отвергает любую попытку Запада диктовать условия. "Это важно для самовосприятия России в качестве возрождающейся великой державы", - подчеркивает Виммен.
Запад не знает, что делать в Сирии
В самом начале конфликта Запад принял сторону оппозиции. Но раздор и растущее влияние исламских фундаменталистов в стане повстанцев беспокоят и США, и европейцев. Поэтому повстанцы и не получают от них современного оружия. В Вашингтоне, по словам Хайко Виммена, нет ясной стратегии в отношении Сирии. Часть республиканцев и демократов выступают за поставки оружия повстанцам и нанесение воздушных удары по правительственным войскам.
Но пока, считает Виммен, они не могут отстоять свою позицию. Между тем правительство Германии, по мнению руководитель бюро фонда имени Генриха Бёлля в Бейруте Бенте Шеллер (Bente Scheller), выжидает. "Создается впечатление, что все страны толком не определились, как обращаться с этим кризисом", - посетовала Шеллер в интервью с DW.
Турция же встала на сторону повстанцев и помогает им. "Если США решат нанести удар по режиму Асада, они могут рассчитывать на поддержку Турции", - уверен сотрудник Института стратегии в Анкаре Мехмет Акиф Окур. Саудовская Аравия тоже поддерживает противников Асада, главная ее цель - ослабить позиции и влияние в регионе своего соперника Ирана.
Тегеран, со своей стороны, оказывает помощь сирийским властям оружием и добровольцами. Более того, представители проиранского движения "Хезболлах" из Ливана участвует в боях в Сирии на стороне правительственных войск. Сейчас, правда, новый президент Ирана Хасан Роухани сигнализирует о готовности к переговорам с Западом.
Источник: Русская служба DW