Российский МИД назвал властям США имена четырех американских дипломатов, которые должны покинуть Россию в ближайшие 10 дней в связи с деятельностью, "несовместимой с их статусом". Судя по всему, это первая группа американских дипломатов, которых официальная Москва обещала выслать из страны в ответ на высылку 50 сотрудников российского посольства в Вашингтоне. Новая холодная война?..
Вообще, в последние месяцы отношения России и США заметно охладели. Заговорили даже о возобновлении холодной войны. Не торопясь с выводами, можно, однако, обозначить следующие наиболее болезненные вопросы двусторонних отношений:
· Развивается конфликт по поводу будущей системы ПРО США
· Россия обвиняет США в стремлении доминировать в мире
· США обвиняет Россию в поддержке репрессивных режимов
· В России судят граждан, обвиняемых в продаже секретов на Запад
· В США арестован Павел Бородин
· В США задержаны сотрудники спецслужб, работавшие на Россию.
Вашингтон выдворил 50 российских дипломатов (чего не случалось с 1986 года), и Россия, судя по всему, делает то же в ответ.
Как рассказал ВВС Найджел Уэст, военный историк,
Сейчас мы являемся свидетелями острого противостояния ЦРУ и СВР |
специализирующийся в вопросах разведки и контрразведки,
автор многих книг о шпионаже, в настоящее время мы являемся свидетелями острого противостояния Центрального разведывательного управления (ЦРУ) США и Службы внешней разведки (СВР) РФ.
Работа как американских, так и российских секретных служб оказались во многом нейтрализована последними разоблачениями двух высокопоставленных американских агентов - Олдрича Эймса из ЦРУ и Роберта Хансена из ФБР.
Эймс был арестован в 1994 году и приговорен за шпионаж на СССР и Россию к пожизненному заключению. Хансен, которого обвиняют в том же самом, был арестован в 2001 году. Несмотря
Американцы остановили, наконец, утечку секретов |
на то, что ущерб, нанесенный этими агентами, был весьма значительным, такого рода предательство не в новинку для секретных служб. К тому же, американцы могут утешаться тем, что, наконец, остановили утечку секретов. Разведывательные службы определили нарушения в режиме секретности и приняли необходимые меры для того, чтобы оценить возможный ущерб и предотвратить подобные эпизоды в будущем.
С российской точки зрения картина выглядит более мрачной. КГБ и его постсоветский преемник, СВР, сильно пострадали от постоянной череды перебежчиков. Большим ударом по престижу старого КГБ явилась потеря Василия Митрохина, который в 1992 году перебежал на Запад, прихватив с собой тысячи секретных документов комитета госбезопасности. От этого, конечно же, пострадала и СВР, которая унаследовала от КГБ сеть своих агентов на Западе.
Теперь американцы имеют хорошее представление о текущих операциях СВР. Это касается ниточек, которые вывели американцев на личности таких источников, как Роберт Хансен. Это касается и "боевого порядка" резидентур СВР на всем североамериканском континенте.
Контрразведчикам требуется фундаментальное понимание
Как только появляются свидетельства наступления на шпионском фронте, дело приобретает политическое звучание |
способности противника проводить эффективные операции. Но как только появляются неопровержимые свидетельства
крупномасштабного наступления на шпионском фронте, дело приобретает политическое звучание. Тогда требуется принять решение о том, можно ли допустить, чтобы подобная активность продолжалась и дальше.
Своим решением о высылке российских дипломатов, подозреваемых в шпионаже, американская администрация посылает Кремлю ясный сигнал. Этот сигнал состоит в том, что она будет терпеть сбор разведывательной информации для проверки выполнения договоров, но не полномасштабный шпионаж.
Совершенно очевидно, что к марту 2001 года чаша весов в
Высылка большого числа профессионалов из США подорвет операции российских спецслужб |
шпионском соревновании склонилась в пользу американцев. Высылка столь большого числа профессионалов из США подорвет операции российских спецслужб, по меньшей мере, на два года и приведет к спешной замене высланных плохо подготовленными сотрудниками.
Большие инвестиции в офицеров СВР, которые высылаются, будут потрачены напрасно. Как только они будут объявлены персонами нон грата в США, их нельзя будет перевести ни в одну другую страну НАТО. Эта проблема, в сочетании с потерей двойного агента Роберта Хансена и продолжающейся неопределенностью относительно того, кто именно оказался скомпрометирован перебежчиком Митрохиным, сильно затруднит операции СВР в обозримом будущем.
С другой стороны, у ЦРУ и ФБР появляются новые возможности. Хансен теперь полностью удаляется из шпионской игры, проводится операция по оценке и предотвращению ущерба, а все новые попытки СВР установить сети агентов будут сильно осложнены из-за наблюдения со стороны ФБР.