Голливудская звезда Кевин Костнер прибыл на Кубу и представил вниманию Фиделя Кастро свой новый фильм "Тринадцать дней", основанный на реальных событиях так называемого Карибского ракетного кризиса 1962 года. Основой сценария картины стали документы, протоколирующие поведение Белого дома во время Карибского кризиса.
Картина
"Тринадцать дней" - это история о том, как мир оказался на гране апокалипсиса: тогда, почти 40 лет назад, Советский Союз разместил на Кубе ядерные боеголовки, и ядерное противостояние между и США достигло апогея.
Кризис, однако, завершился благополучно: Москва согласилась убрать ракеты, однако, остров до сих пор страдает от введенных Вашингтоном санкций, включая и запрет американским туристам посещать Кубу.
События 40-летней давности показаны в фильме глазами Кенни O'Доннела, советника братьев Кеннеди - президента США Джона и генерального прокурора того времени Роберта. Фильм был хорошо принят в США и мире, и его создателям очень хотелось показать его в Гаване.
Вместе с Костнером, передает АР, на Кубу прибыли продюсеры фильма Армиан Бернстайн и Питер Алмонд. В понедельник перед просмотром Кастро сказали, что картина отражает лишь одну – американскую - точку зрения на кризис. Две другие стороны, принимавшие участие в известных событиях – кубинцы и русские – наверняка воспринимают все по-другому.
Тем не менее, Кастро фильм понравился. В ходе трехчасового обмена мнениями о картине во вторник он даже согласился сняться в роли самого себя, если на Кубе задумают создать собственный фильм о кризисе.
Первоисточник
Первоосновой картины послужили более чем 400 страниц протоколов заседаний Консультативного совета по внешней разведке при президенте США, недавно рассекреченных в Национальном архиве Колледж-Парка, Мэриленд.
Консультативный совет был создан в 1956 г. и существует до сих пор, однако пик его активности пришелся именно на время президентства Джона Кеннеди. Тогда в компетенцию совета входил контроль над всей разведывательной активностью спецслужб США, включая "секретные операции связанные с политической деятельностью, пропагандой, экономическими диверсиями, саботажем, свержением антиамериканских режимов".
Как выяснилось из рассекреченных протоколов, вопреки распространенному мнению о том, что кризис стал "победой американского оружия", и, в частности, спецслужб, месяцы, предшествовавшие Карибскому кризису, представлялись советникам Кеннеди «параличом разведки».
На совещании 9 ноября 1962 г. – менее чем через две недели после того, как СССР согласился вывезти свои баллистические ракеты с Кубы – члены совета жаловались на недостаточную активность американских самолетов-разведчиков над Кубой в сентябре. И это притом, что директор ЦРУ подозревал о наличии советских ракет на острове!..
Кроме того, из документов стало известно, что 4 октября 1962 г. совет обсуждал план проведения подрывной операции «Мангуста», предусматривавшей взрыв кубинских электростанций и развертывание на острове американской шпионской агентуры. На совещании присутствовал генеральный прокурор Роберт Кеннеди, которому брат-президент поручил контроль над операцией. Другие протоколы свидетельствуют о планах минирования кубинских территориальных вод.
Первые упоминания гибели Кеннеди появляются в протоколах только 22 ноября 1963 г. – в день убийства президента. Члены совета решают воздержаться от каких-либо действий до вступления в должность Линдона Джонсона...