Афганистан: страна, к которой приковано сегодня внимание всего мира. Кто сегодня у власти? Кто способен возглавить нищий народ в ближайшем будущем? Би-би-си рисует схематичные портреты наиболее видных представителей как движения талибов, так и Северного альянса.
Талибы
Мулла Мохаммед Омар (пуштун)
Религиозный лидер движения талибов. Ему был присвоен титул Амир аль-Мо'менейн (Командир верующих) - после того, как в 1996 году, с падением Кабула, он надел на себя плащ, который, как утверждается, принадлежал пророку Мохаммеду.
Когда-то он был деревенским муллой. Затем присоединился к организации Гулбуддина Хекматияра "Хезб-э-ислами" и лишился одного глаза - вероятно, во время небольшой стычки внутри этой организации.
Он был одним из основателей движения талибов и руководил их военными операциями по всей стране со своей базы в Кандагаре до начала американских бомбардировок.
Вакил Ахмед Мутавакки (пуштун)
Пресс-секретарь муллы Омара, он быстро поднялся по иерархической лестнице талибов: еще не так давно Мутаваки был водителем и дегустатором.
Многие считают его лидером умеренной фракции талибского движения.
По некоторым сообщениям, он выступал против уничтожения древних доисламских статуй Будды в Бамиане, однако в мае этого года талибы все равно их взорвали.
Удар по сторонникам умеренных взглядов в рядах талибов был нанесен и в прошлом году, когда умер мулла Раббани, занимавший второй по значимости пост в военной иерархии режима.
Абдул Хаким Муджахид (пуштун)
Действует в качестве посредника в отношениях талибов с ООН в Нью-Йорке. При этом Объединенные Нации режим талибов не признают.
Амир Хан Муттаки
Высокопоставленный член талибского режима, он занимал несколько постов, в том числе и министра информации и культуры.
С появлением талибского движения в 1994 году оно пользовалось всяческой поддержкой со стороны Пакистана. В 1997 году Карачи признал талибов в качестве правительства Афганистана.
Кроме того, талибов поддерживали и Саудовская Аравия, и Объединенные Арабские Эмираты, однако недавно обе эти страны прервали свои отношения с режимом под международным давлением.
Единый фронт (Северный альянс)
Президент Бурхануддин Раббани (таджик)
Политический лидер и - номинально - глава Северного альянса, официально называющегося "Единый национально-исламский фронт за спасение Афганистана" (ЕНИФСА). Кроме того, он лидер "Джамият-э-ислами", крупнейшей политической партии, входящей в альянс.
В 1992 году исполнительный совет моджахеддов избрал его президентом Исламского совета сроком на один год. Однако он оставался на этом посту до 1996 года, то есть до того времени, когда талибы захватили Кабул. ООН и некоторые страны до сих пор считают Раббани президентом Афганистана.
Его основная база - в провинции Бадахшан на северо-востоке Афганистана, хотя большую часть времени он проводит за границей.
Генерал Мохаммед Фахим (таджик)
Руководитель разведслужбы Северного альянса, он сменил генерала Ахмад Шаха Масуда, убитого незадолго до совершения терактов в американских городах.
Перед Фахимом стоит сложная задача заменить собой Масуда, которого считали харизматичным лидером, одной из стабилизирующих сил достаточно разобщенного Северного альянса.
Абдулла Абдулла
Нынешний министр иностранных дел Единого фронта. Неплохой врач, к тому же прекрасно говорящий по-английски.
Раван Фархади
Постоянный представитель свергнутого правительства Бурханнудина Раббани в ООН.
Генерал Рашид Дустум (узбек)
Глава Национального исламского движения, в основном узбекского полувоенного формирования, входящего в состав Северного альянса.
Он командовал отрядами, насчитывавшими в общей сложности около 20 тысяч бойцов. В свое время он воевал на стороне правительства Наджибуллы против моджахеддов, а затем перешел на их сторону. Однако даже и потом в течение пары лет он боролся с вновь сформированным правительством моджахеддов, добиваясь для себя более важного поста в новой администрации.
Считается, что Дустум сумел заручиться поддержкой со стороны Турции ввиду традиционно крепких культурных связей между турками и узбеками.
В 1995 году Дустум был в Вашингтоне.
Генерал Абдул Малик Рахлаван
Он был вторым в иерархии милиции, руководимой Дустумом, однако впоследствии, пытаясь выйти из-под его контроля, заключил договоренность с талибами. А когда Дустум вернулся в Афганистан, Рахлаван бежал.
Его считают ответственным за жестокую резню, в которой погибли до 3 тысяч человек. Талибы захватили этих людей после того, как Рахлаван пригласил их в Мазари-Шариф.
Исмаил Хан (таджик)
Бывший губернатор Герата и командир моджахеддов во время советской военной кампании в Афганистане.
Он освобождал от советских войск свой родной Герат и стал настоящей занозой для коммунистического режима Афганистана.
Столкнувшись затем с талибами, он отбросил их к Кандагару, однако этими действиями оголил свои силы. Когда же талибы взяли Герат под свой контроль, генерал Пахлаван выдал Хана в соответствии с договоренностью, достигнутой в 1997 году. Три года спустя он бежал.
Технически он входит в Северный альянс, однако до недавнего времени практически не участвовал в боях.
Считается, что помощь он получает от Ирана.
Его местонахождение неизвестно. По некоторым сообщениям, он находится в Иране, по другим - в Афганистане.
Карим Халили (хазар)
Лидер Объединенной партии, представляющей хазарское этническое меньшинство, исповедующее шиитскую ветвь ислама.
Сейчас, как полагают, он находится в центральных районах Афганистана.
Абдул Расул Сайяф
Лидер Исламского союза за освобождение Афганистана, входящего в Северный альянс.
Другие
Гулбуддин Хекматияр (пуштун)
Лидер "Хезб-э-ислами", Хекматияр возглавлял самую мощную военизированную группировку в годы советской оккупации.
Причина этого в том, что его партию поддерживали семь официальных групп моджахеддов, которые, в свою очередь, признавались разведками Пакистана и США. Через них Хекматияр получал деньги и оружие.
Затем он объединил свои силы с генералом Дустумом, поскольку опасался, что его власть может быть ослаблена администрацией моджахеддов, правившей Афганистаном с 1992 по 1996 годы.
Его нападение на столицу в 1994 году, по некоторым данным, привело к гибели более 25 тысяч мирных жителей. Сейчас он в изгнании в Иране.
Юнис Халис (пуштун)
Высокопоставленный член "Херб-э-ислами" Хекматияра. Сейчас он связан с талибами, однако, по некоторым данным, высказывается в поддержку предложенного бывшим королем Захир Шахом плана мирного урегулирования.
Пир Саед Ахмед Гайлани (пуштун)
Мусульманский священник, покинувший Афганистан после коммунистической революции и основавший в Пешаваре Национальный исламский фронт, вошедший впоследствии в альянс, сформированный правительством моджахеддов в 1992-1996 годах.
Духовный лидер суфистского меньшинства. Придерживается относительно умеренных взглядов. По некоторым сообщениям, призывает бывшего короля играть более заметную роль в политике современного Афганистана.
Абдул Кадир (пуштун)
Бывший губернатор провинции Нангархар на востоке Афганистана. Бежал после неудавшейся попытки договориться с талибами в 1996 году.
В свое время он приветствовал прибытие Усамы бин Ладена, который в середине девяностых приехал в Афганистан из Судана.
Захир Шах (пуштун)
Бывший король Афганистана, свергнутый в 1973 году двоюродным братом Даудом в то время, когда Захир Шах совершал поездку по Европе.
Его поддерживает южный пояс Афганистана, и некоторые наблюдатели считают, что, благодаря своим этническим корням, он имеет неплохие отношения с региональными лидерами, связанных с талибами.
В 1994 году, когда талибы только становились на ноги, они выступали за возвращение короля, однако затем пересмотрели свою позицию. В последние годы руководители талибов не раз предупреждали Захир Шаха о необходимости оставаться в стороне от афганской политики.
Сейчас он живет в изгнании в Риме, однако заявил о готовности вернуться в регион, чтобы помочь сформировать коалиционную администрацию в недалеком будущем.
Абдул Вали
Военный представитель Захир Шаха. Живет в Риме и участвует в разработке плана мирного урегулирования, с которым выступает бывший король.