Русская служба Би-би-си,
15 ноября 2013, 08:30
Российские министры иностранных дел и обороны Сергей Лавров и Сергей Шойгу в четверг посетили Египет. По данным СМИ, основной темой визита являлись возможные поставки Каиру российского оружия.
"Безусловно, перспективы сотрудничества в военной и военно-технической сферах были предметом переговоров", - отметил на итоговой пресс-конференции Сергей Лавров.
"Мы уважаем суверенитет Египта, право египтян самостоятельно определять судьбу своей страны", - добавил он, дав понять, что Москва свободна от комплексов по поводу легитимности нынешних властей в Каире и открыта для диалога.
"Мы серьезно настроены развивать российско-египетские отношения в военной области", - заявил Шойгу.
Глава Центра анализа мировой торговли оружием Игорь Коротченко в интервью изданию "Газета.ру" предположил, что в действиях Египта есть "элемент игры", а именно желания надавить на США. Надо еще посмотреть, насколько реальны намерения египетских военных, считает аналитик.
Тем не менее, большинство наблюдателей находят шансы на заключение оружейных контрактов достаточно высокими. Оплатить их может Саудовская Аравия в рамках закулисной сделки между Москвой, Каиром, Эр-Риядом и Вашингтоном.
"На Ближнем Востоке идет большая политическая игра", - говорит эксперт-международник Сергей Демиденко.
Новый поворот
Лавров и Шойгу встретились с министром иностранных дел Египта Набилем Фахми и министром обороны и военной промышленности Фаттахом ас-Сиси.
По оценкам экспертов-ближневосточников, ас-Сиси является в настоящее время самой влиятельной фигурой в стране.
Визит в таком формате состоялся впервые в истории двусторонних отношений.
Одновременно в Александрию прибыл флагман Тихоокеанского флота РФ крейсер "Варяг", являющийся витриной военно-технических возможностей России.
Сотрудничество Москвы и Каира в данной сфере пребывает на минимальном уровне после разрыва отношений при президенте Анваре Садате в 1972 году.
Российские военные поставки в Египет за последние 10 лет оцениваются в 350-400 миллионов долларов.
США и Евросоюз приостановили поставки оружия Египту из-за последних событий в этой стране.
4 июля египетские военные свергли демократически избранного президента-исламиста Мухаммеда Мурси, который сейчас находится под судом, а поддерживающая его организация "Братья-мусульмане" подвергается преследованиям. За четыре месяца жертвами столкновений между сторонниками Мурси и силами безопасности стали сотни людей.
Как отмечают эксперты, для Москвы, традиционно менее чувствительной к вопросам прав человека и демократии, моральных препятствий для поставок оружия Каиру возникнуть не должно.
"У России в вопросе торговли оружием есть четкая позиция, сформулированная еще в 2005 году Владимиром Путиным: если есть экономическая выгода, будем торговать", - напоминает Сергей Демиденко.
Контуры сделки
По мнению главы московского Центра анализа стратегий и технологий Руслана Пухова, сейчас для России в Египте открывается окно возможностей.
Сотрудник Стокгольмского института исследования проблем мира (SIPRI) Питер Виземан говорит, что Египет по-прежнему хотел бы получать американское оружие, но при этом серьезно настроен на поиск альтернатив.
Накануне визита Набиль Фахми заявил арабской службе российского гостелеканала RT, что Каир хочет значительно расширить масштабы военно-технического сотрудничества с Россией, назвав цифру в четыре миллиарда долларов.
Руслан Пухов оценивает перспективу более скромно - примерно в один миллиард.
"Известно, что Египет имеет интерес к целому спектру вооружений: системам ПВО, средствам противотанковой борьбы, вооружениям для военно-морских сил", - заявил Русской службе Би-би-си эксперт Центра анализа стратегий и технологий Руслан Алиев.
По данным Центра, Каир в первую очередь заинтересован в приобретении комплексов ПВО малой и средней дальности "Тор-М2", "Бук-М2" и "Панцирь-С-1".
Возможны и закупки авиатехники. ВВС Египта до сих пор оснащены устаревшими истребителями МиГ-21, на которых в свою бытность военным пилотом летал еще 85-летний экс-президент Хосни Мубарак.
"Египет из сферы влияния США все равно никуда не денется, и это обстоятельство, вроде бы, не предполагает тесных связей с Россией, - рассуждает Руслан Алиев. - Но на мировом рынке оружия внезапные, как снег на голову, сделки заключаются достаточно часто. Свежий пример - Ирак, который закупил большой пакет российских вооружений, находясь в очень тесном партнерстве с американцами. Почему бы такому не произойти и с Египтом?"
Откуда деньги?
Очевидным препятствием для сотрудничества является неплатежеспособность властей Египта. Основная отрасль национальной экономики - туризм - переживает упадок.
Красноречивая деталь: по данным "Российской газеты", принимающая сторона попросила российских гостей закончить визит за один день и не ночевать в Каире из соображений безопасности.
МИД России ранее рекомендовал россиянам воздержаться от поездок в Египет.
Правительство идет на отчаянные меры. Министерство туризма создало специальный сайт, в режиме реального времени показывающий египетские курорты и достопримечательности, чтобы иностранцы видели, как там хорошо, и чего они лишаются, отказываясь от поездок.
Однако финансирование может обеспечить Саудовская Аравия, относящаяся к "исламской демократии" с опаской, а к нынешним властям Египта - благосклонно.
"По сравнению с оружейным импортом самой Саудовской Аравии даже четыре миллиарда долларов - сравнительно небольшая сумма", - указывает Руслан Алиев.
В конце июля шеф саудовской разведки Бандар бин Султан посетил Москву: официально для обсуждения ситуации в Сирии, неофициально - чтобы предложить Владимиру Путину обменять отказ от поддержки Башара Асада на оружейные контракты, полюбовный раздел европейского газового рынка и сохранения российской военно-морской базы в Тартусе в случае прихода в Сирии новой власти.
После переговоров Владимир Путин заявил, что Россия по-прежнему считает законным представителем Сирии президента Асада, а не "поедателей кишок".
По мнению Руслана Алиева, причиной могли стать не только принципиальные соображения, но и недоверие к Эр-Рияду как партнеру.
"Переговоры о закупках российских вооружений Саудовской Аравией и маркетинговые мероприятия идут с 2007 года, а результаты нулевые. Саудовская Аравия болезненно реагирует на всякое усиление Ирана, Россия отказалась поставлять ему зенитные комплексы С-300, но никакой компенсации от Саудовской Аравии не было", - говорит он.
Однако Сергей Демиденко не исключает, что некие договоренности все же были достигнуты.
Ряд экспертов еще тогда указывал, что оружейные контракты могут быть реализованы не напрямую, а путем поставки Египту с оплатой нефтяным королевством.
Сложная игра
Последние события дали пищу для предположений, что "план бин Султана" осуществляется, пускай в урезанном виде и без публичных деклараций.
Хотя гражданская война в Сирии идет по-прежнему, острота проблемы на международном уровне явно снизилась. Запад воевать не хочет, российская инициатива по уничтожению сирийского химоружия пришлась кстати. Дамаск пошел в этом вопросе на уступку, все сохранили лицо, все довольны, за исключением саудитов, продолжающих настаивать на жестких мерах.
Москва, со своей стороны, не демонстрирует желания заострять вопрос и делать какие-то демонстративные шаги в поддержку Асада.
13 ноября спецпредставитель президента России по Ближнему Востоку, заместитель министра иностранных дел Михаил Богданов встретился в Стамбуле с руководителями умеренной сирийской оппозиции.
И вот давно предсказанная оружейная сделка с Египтом оказалась на повестке дня.
"Американцы четко обозначили свою позицию по Сирии: это не их война. Сбросить Башара Асада самостоятельно Саудовская Аравия не в состоянии. Наступило время закулисных компромиссов и тайной дипломатии", - считает Сергей Демиденко.
Эксперты не исключают, что в игре с Россией Эр-Рияд мог заручиться согласием Вашингтона.
Прежде чем возглавить разведку, Бандар бин-Султан долгое время занимал пост саудовского посла в Вашингтоне, получив за близость с прежним хозяином Белого дома прозвище "Бандар Буш".
В отношении Египта США оказались в непростой ситуации. С одной стороны, исламисты им не друзья, свержение Мурси объективно отвечало американским интересам. С другой стороны, явно поддерживать нынешнее руководство мешает их позиция по правам человека.
Не исключено, что администрация Обамы не против того, чтобы сделать это руками Москвы.
"Весьма правдоподобная гипотеза, - полагает Демиденко. - Американцы минимизируют свое участие в ближневосточных процессах, при этом им важно, чтобы в Египте, с одной стороны, находилось у власти относительное лояльное правительство, а с другой стороны, чтобы народные протесты не принимали антиамериканский характер из-за открытого сотрудничества с египетскими военными".
Между тем на египетском оружейном рынке Москва может встретить трудности с неожиданной стороны. "Конкуренция с Китаем будет серьезной", - предупреждает Питер Виземан.
Источник: Русская служба Би-би-си