Русская служба Би-би-си,
16 ноября 2013, 11:20
Штатам США, где применяется смертная казнь, все труднее получать препараты для смертельных инъекций. Их обвиняют в использовании импровизированных и, возможно, болезненных методов казни, а также в тайной покупке медикаментов.
Джозеф Франклин был приговорен к смертной казни за убийство у синагоги в 1977 году.
Он был осужден также за несколько других убийств на расовой почве; Франклин признался, что это именно он выстрелил в порно-издателя Ларри Флинта в 1978 году и ранил его, в результате чего тот остался частично парализованным на всю жизнь.
Его должны были казнить 20 ноября в штате Миссури путем введения смертельной инъекции, однако казнь отложили.
Власти штата намеревались использовать для казни пропофол, общий анестетик, короткодействующее снотворное для внутривенного введения. Пропофол не тестировался как препарат для смертельных инъекций, однако его все равно собирались ввести Франклину и второму осужденному убийце, Аллену Никлассону.
Губернатор штата Джей Никсон уже откладывал казнь Никлассона в октябре, когда поставщики пропофола, в основном из Германии, узнав, для чего его используют, потребовали от больниц штата вернуть уже поставленный препарат.
Против немецких фармкомпаний могли быть применены санкции ЕС. Но вернуть медикамент потребовали и американские поставщики.
Блокировать использование продукции
Власти штата Миссури объявили затем, что будут использовать пентобарбитал, закупленный не у фармацевтических компаний, а у мелкооптовой аптеки, которая производит небольшие партии лекарств по запросу конкретных клиентов.
Активисты возражают против медикаментов из этих аптек отчасти из-за инцидента, имевшего место в прошлом году, когда одна из таких аптек в штате Массачусетс изготовила партию лекарств, вызвавшую вспышку менингита, в результате которой погибли более 60 человек. Эти аптеки не подлежат регулированию со стороны федеральной администрации по контролю за продовольствием и медикаментами.
"Они работают в своего рода серой зоне, – говорит Брайан Сталл из Американского союза гражданских свобод. – И нет способа проверить, соответствует ли своему названию то, что они выпускают, и насколько это безопасно и эффективно".
Смертельная инъекция является основным методом умерщвления осужденных во всех 32 штатах, где разрешена смертная казнь. Уже несколько лет, как власти этих штатов с большим трудом достают необходимые препараты.
Прежде на протяжении десятилетий они использовали для инъекций "коктейль" из трех препаратов, пока американская компания, производившая один из ключевых ингредиентов, не прекратила его поставку.
Поставщики из Европы, где запрещена смертная казнь, предпринимают различные меры, чтобы блокировать использование их продукции для казни в США.
Власти штатов реагируют двумя способами: либо ищут новые лекарства или комбинации препаратов, либо заказывают их в мелкооптовых аптеках.
Только на этой неделе три казни были запланированы в трех штатах – Техасе, Огайо и Флориде, – при этом во всех случаях собирались использовать три разных метода смертельной инъекции.
В состав препарата, используемого во Флориде, входит мидазолам - препарат, который впервые был применен для казни лишь месяц назад, когда в этом штате был умерщвлен преступник по имени Уильям Харп.
Присутствовавший при казни корреспондент агентства Ассошиэйтед пресс рассказал, что, по его наблюдениям, Харп оставался в сознании дольше и двигался энергичнее, чем виденные им ранее другие осужденные, для умерщвления которых использовались иные препараты.
"Месть, а не справедливость"
Брайан Сталл утверждает, что в результате власти штатов все чаще прибегают к тайным способам получения нужных препаратов.
"Становится очень трудно понимать – даже тем, кто внимательно наблюдает за происходящим, – что именно происходит в каждом штате, потому что появляются все новые сценарии", – говорит активист.
Одним из тех, кто считает процесс слишком засекреченным, является Ларри Флинт – издатель журнала для мужчин Hustler, прикованный к инвалидной коляске после того, как в него стрелял Франклин.
Он поставил свою подпись под призывом Американского союза гражданских свобод, где утверждается, что власти Миссури "используют сомнительные методы для приобретения и хранения медикаментов, используемых при казни, и пытаются скрыть эту и другую информацию от общественности".
В начале этого года в штате Джорджия адвокаты добились отсрочки казни осужденного за убийство Уоррена Хилла, после того как смогли опротестовать новый закон, согласно которому способ приобретения препаратов для смертельных инъекций объявлялся тайной.
"Думаю, что штаты совершают ошибку, напуская секретность и избегая прозрачности в этом вопросе, - говорит исполнительный директор НКО "Центр информирования о смертных казнях" Ричард Дайетер. Такое чувство, что они делают что-то нехорошее и пытаются это скрыть".
Сам Флинт является принципиальным противником смертной казни как таковой.
"Я много лет провел в этой инвалидной коляске и много об этом думал, – написал он в еженедельнике Hollywood Reporter. - На мой взгляд, единственным побудительным мотивом для смертной казни является месть, а не справедливость".
Противников смертной казни беспокоит, что смертельные инъекции могут вызвать очень сильную боль и нарушают конституционное право осужденных на защиту от жестоких и нетипичных наказаний. Они опасаются также, что использование новых и непроверенных препаратов может лишь усилить этот риск.
"Необычайная забота?"
Джозеф Франклин - один из 23 приговоренных к смертной казни в штате Миссури, обжаловавших план казнить их с помощью пентобарбитала, полученного из неназванной мелкооптовой аптеки. Они утверждают, что подобная казнь может привести к излишним страданиям. Департамент исправления Миссури заявил, что не может комментировать это заявление из-за продолжающегося судебного разбирательства.
При приведение в исполнение смертных приговоров в США в последнее время отмечались случаи, когда осужденные извивались в корчах, их рвало, и они издавали различные звуки после того, как им вводили смертоносное вещество. Порой персонал, ответственный за осуществление казни, с большим трудом мог найти вену у приговоренного.
Как утверждает Дебора Денно, профессор юридического факультета нью-йоркского университета Fordham и эксперт по вопросам смертной казни, есть доказательства того, что для осуществления казней привлекают значительное число добровольцев и людей с сомнительным прошлым.
Из 32 штатов, где разрешена смертная казнь, в 12 никто не был казнен на протяжении последних пяти лет, а в семи штатах – по крайней мере 10 лет.
"Если вы применяете препараты, которые никогда раньше не использовались, чтобы убить человека, и вообще не создавались для этой цели, и если с этими препаратами работают плохо обученные люди, которые мало что знают о лекарствах и инъекциях, вы создаете процесс с высокой степенью риска", – говорит она.
Роберт Блекер, профессор Нью-Йоркского юридического университета, поддерживающий смертную казнь "в определенных случаях", считает странным, что людей беспокоят непроверенные формулы медикаментов для смертельных инъекций.
"Откуда такая необычайная забота о тех, кого мы осудили на смерть?" – изумляется он.
Препараты, необходимые для смертельных инъекций, становятся дефицитными отчасти потому, что аптеки опасаются испортить свой имидж.
Генеральный прокурор Арканзаса Дастин МакДэниел, в штате которого смертная казнь не применялась с 2005 года, считает, что система смертных казней в США "совершенно развалилась".
"Предположим, что [для казни] разработали некий волшебный пар, туман, пилюлю, смертельный гипнотический взгляд. И все равно надо еще найти американских производителей, готовых выпускать его, и найти суды, готовые принять его, – сказал он недавно в интервью еженедельнику National Journal. – Мне не кажется, что такое возможно".
Айдан Льюис, Би-би-си
Источник: Русская служба Би-би-си