Турецкого президента критикуют за склонность к роскоши, обогащение его семьи и преследования журналистов.
Конфликт Турции и России усугубляется тем, что обеими государствами управляют лидеры, склонные к авторитаризму, притеснению свободы слова и прав человека.
В западной прессе часто противостояние Владимира Путина и Реджепа Тайипа Эрдогана изображают, как столкновение “царя и султана”, которые грезят о восстановлении своих былых империй.
Если о проблемах с демократией в России известно достаточно, то о схожих проблемах Турции говорят меньше.
Хотя там тоже всячески притесняют инакомыслие и преследуют оппонентов.
Корреспондент.net собрал признаки авторитаризма режима Эрдогана.
Любовь к роскоши
Летом 2015 года турецкий президент въехал в новый дворец.
Официальная причина переезда - тараканы.
По словам Эрдогана, уборные в старом дворце, который он занимал еще в должности премьера, буквально кишело тараканами. "Разве такая резиденция подобает лидеру Турции? - риторически спросил Эрдоган журналистов, которым давал интервью. - Нельзя экономить на расходах, когда на кону стоит имидж страны".
По данным турецкого Минфина, новый дворец президента в 1150 комнат обошелся бюджету в 615 миллионов долларов
Оппозиция подвергла проект жесткой критике как по причине неоправданных расходов, так и потому, что здание построено на территории исторического комплекса.
"Белый Дворец" Эрдогана в 6 раз больше Белого Дома американского президента
Строительство дворца Ак Сарай в Анкаре началось в 2011 году в качестве канцелярии премьер-министра Турции.
Победив на президентских выборах в августе 2014-го, Тайип Эрдоган объявил, что здание будет использоваться как резиденция президента.
Семейный бизнес
В Турции отношения между политическими и деловыми кругами всегда были горячей темой.
В ходе выборов в Турции в прошлом году оппозиционная партия требовала, чтобы Эрдоган открыл публике отношения своей семьи с деловыми кругами.
Большая часть обвинений пришлась на долю третьего сына Эрдогана - 34-летнего Биляла.
В Турции Биляла подозревают в связях с бизнесменом из Саудовской Аравии Али Чарди (вероятно, речь идет о саудовском мультимиллионере Ясине аль-Кади). Из-за тесных отношений с террористами США и ООН внесли Али Чарди в черный список, хотя, на данный момент по итогам многолетних тяжб Кади убран из черных списков ЕС и США.
Эрдоган объяснил все политическим заговором «Движения Гюлена». В итоге дело о коррупции стало политизированным.
В политических кругах Турции коррупция процветает, и вопросы о том, связаны ли эти случаи с подземной торговлей, принимал ли участие в этой торговле Билял, имеет ли это отношение к террористической деятельности, делают ситуацию еще более сложной и запутанной.
Биляла обвиняет в связях с террористами и Россия.
Преследования оппозиции
В конце октября за несколько дней до парламентских выборов полиция Турции атаковала офис оппозиционного медиаконцерна Koza-Ipek в Анкаре и установила контроль над вещанием двух принадлежащих компании телеканалов.
В ходе штурма здания, который в прямом эфире транслировали несколько местных телеканалов, были применены слезоточивый газ и водометы для разгона собравшихся у здания сотрудников концерна.
Двумя днями ранее имущество компании было передано в принудительное управление. Генпрокуратура заявила, что эта мера принята в рамках расследования по подозрению в финансировании терроризма и в пропаганде.
Управление 22 компаниями, принадлежащими Koza-Ipek, теперь контролирует специальный управляющий секвестированным имуществом, назначенный судом.
Медиаконцерн Koza-Ipek поддерживает проживающего в США исламского проповедника Фетхуллу Гюлена - противника Эрдогана.
Президент неоднократно обвинял Гюлена в попытке государственного переворота. Сторонники проповедника в органах юстиции, полиции и СМИ подвергаются преследованиям.
На прошлой неделе в Стамбуле полиция использовала спецсредства, чтобы разогнать толпу протестующих, которые собрались в центре Стамбула после сообщений об убийстве курдского активиста Тахира Эльчи, известного своей критикой в адрес президента страны.
Нападки на журналистов
Волну негодования в стране вызвал и судебный процесс над главным редактором газеты Cumhuriyet («Республика») Джаном Дюндаром и корреспондентом Эрдемом Гюлем, которые были обвинены в шпионаже и террористической деятельности.
Им грозит пожизненное заключение за публикацию статьи о поставке оружия сирийским боевикам.
Статья была опубликована 29 мая 2015 года; в ней были описаны события, происходившие в январе на сирийско-турецкой границе, когда при проверке «гуманитарного конвоя» под ящиками с медикаментами были обнаружены артиллерийские снаряды, мины, пулеметные патроны.
Доходит до абсурда
Турецкий суд обвиняет местного врача в оскорблении президента из-за того, что тот выложил в социальные сети фотоколлажи, на которых Эрдоган изображен в тех же обстоятельствах и с теми же эмоциями, что и Голлум из экранизаций Джона Толкина "Властелин колец" и "Хоббит".
Гособвинение настаивает, что обвиняемый намекал на сходство президента именно с Голлумом, что, по мнению прокуратуры, можно квалифицировать как оскорбление.
Однако суд затруднился оценить моральные качества Голлума и переадресовал этот вопрос экспертам.
Голлум в произведениях Толкина и их экранизациях представлен как маленькое существо с серой кожей, которого лишило рассудка Кольцо Всевластья. Из-за этого Голлум страдает раздвоением личности, и иногда проявляет свое былое "я" - хоббита Смеагола.
Кинорежиссер Питер Джексон, снявший трилогии "Властелин колец" и "Хоббит" по романам Джона Толкина, вмешался в проходящий в Турции судебный процесс над местным жителем.
В официальном заявлении Питера Джексона говорится, что персонаж, изображенный на спорных фотоколлажах рядом с президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом, идентифицирован как Голлум ошибочно.
По мнению Джексона, на самом деле на снимках изображен Смеагол – другая сторона личности Голлума, существующая со времен, когда тот был хоббитом и еще не попал под тлетворное влияние Кольца Всевластья.
В своем заявлении Джексон отметил, что Смеагол – веселый и добрый персонаж, которому не свойственны злость, ложь, двуличие и попытки манипулировать другими. Все эти негативные черты присущи исключительно Голлуму, с которым Смеагола путать не стоит.
Под заявлением режиссера помимо него самого подписались два сценариста, работавшие вместе с Джексоном над экранизациями романов Толкина.
В Турции оскорбление президента квалифицируется как преступление, за которое виновному грозит реальный срок лишения свободы. В последние годы страна все чаще подвергается критике в связи с действиями, которые многие расценивают как ограничение свободы слова.