Корреспондент.net,
27 октября 2020, 15:19
1 ноября на президентских выборах в Молдове сойдутся восемь претендентов. Фаворитами гонки называют пророссийского действующего президента Игоря Додона и проевропейскую Майю Санду — экс-премьера.
Участие в прямых президентских выборах для многих политиков — своеобразная разминка перед предстоящей парламентской кампанией. Молдова — парламентская республика, ее законодательный орган был сформирован в начале 2019 года. Но с того времени утекло немало вина, пишет Евгений Магда, директор Института мировой политики в №20 Журнала Корреспондент.
Летом 2019 года представители Партии социалистов Республики Молдова (читай: Игоря Додона) и блока ACUM, созданного Майей Санду и Андреем Нэстасе, совместными усилиями вытеснили из политики страны Влада Плахотнюка. Тот был не просто лидером Демократической партии, но и самым влиятельным человеком в этой небольшой европейской стране. Союз между политическими антагонистами благословили через своих послов Россия, ЕС и США, что не мешает Плахотнюку сегодня проживать на территории Штатов. Ряд молдавских экспертов называют Плахотнюка и Додона партнерами, между которыми пробежала черная кошка.
КТО НА НОВЕНЬКОГО
Премьерство Санду оказалось недолгим, в ноябре 2019 года ее сменил беспартийный финансист и советник Додона — Ион Кику. «Очистившаяся» от Плахотнюка Демократическая партия начала подыгрывать ПСРМ в парламенте, создав с социалистами коалицию. Правда, период ее безоблачного существования продолжался недолго: кабинет Кику еще летом 2020 года превратился в правительство меньшинства (в поддерживающие его фракции входят 50 из 101 депутата парламента Молдовы). Вот только сменить правительство во время пандемии коронавируса оппонентам оказалось не по зубам.
Бывшие соратники Плахотнюка создали депутатскую группу Pro Moldova, летом 2020 года превратившуюся в политическую партию. Ее лидера Андриана Канду Центризбирком Молдовы не зарегистрировал кандидатом в президенты, признав недействительными подписи в его поддержку. Впрочем, президентская кампания все равно будет ощущать на себе влияние Плахотнюка. Например, Канду уже успел заявить, что будет поддерживать противников Додона.
Еще одним очевидным фактором воздействия на выборы станет пандемия коронавируса, жертвами которой в Молдове стали в совокупности более 1.500 человек. Для 3,5-миллионной страны это очень много. Сегодня в красные карантинные зоны попадают не только большие города, но и районные центры: с конца сентября в стране фиксируют более 1 тыс. заболевших ежедневно, темп в расчете на 100 тыс. населения превышает украинские показатели почти вдвое. Впрочем, об отмене президентских выборов речь все равно не идет. Еще одна особенность: активное голосование граждан Молдовы, проживающих за рубежом — в России, Румынии, Италии.
Действующий президент Додон относит к своим заслугам увольнение лояльного Плахотнюку правительства Павла Филипа, свои многочисленные поездки по стране и нормализацию отношений с Россией и непризнанной ПМР. С лидером ПМР Вадимом Красносельским за четыре года Додон встречался восемь раз, неоднократно эти рандеву проходили на левом берегу Днестра. Отношения между непризнанным Приднестровьем и Молдовой перешли в спокойную фазу, но российское военное присутствие в так называемой ПМР сохраняется, там же расположены и огромные склады боеприпасов.
Лидер партии Достоинство и солидарность Санду уступила в финале президентской кампании 2016 года около 4% и полна решимости взять реванш. Социологи полагают, что такая возможность у нее будет, но для начала ей придется выяснить отношения с заклятым другом. Его зовут Андрей Нэстасе, это лидер Платформы Достоинство и правда, вместе с Санду боровшийся против Плахотнюка и бывший вице-премьером и министром внутренних дел в ее правительстве. Сегодня он также принимает участие в президентской кампании, более того — призывает Санду снять свою кандидатуру в его пользу. Нэстасе не откажешь в формальной логике, ведь четыре года назад он активно поддерживал свою тогдашнюю соратницу. На этот раз вчерашние союзники стали конкурентами.
В социальных сетях уже заметили, что еще один кандидат в президенты — лидер Нашей партии Ренато Усатый — взял на вооружение обещание скорых посадок коррупционеров. В 2015 году он уже был драйвером скандала об украденном из банков Молдовы миллиарде евро, отголоски этой истории до сих пор — громкий фон в местной политической жизни. Правда, у самого Усатого крайне непростые отношения с правоохранительными органами Молдовы, а свою избирательную кампанию он ведет из России.
Представительницей еще одного эмигранта и фигуранта упомянутого скандала о миллиарде евро — миллионера Илана Шора — является его парламентарий, член Партии Шора Виолетта Иванова.
Еще один опытный кандидат Октавиан Цыку представляет унионистов — сторонников объединения Молдовы и Румынии, которым правление Додона категорически не нравится. Правда, их электоральный потенциал невысок — порядка 10%.
EPA
Избирательная кампания в Молдове
И ПОСЛЕДСТВИЯ
За годы независимости Молдова успела пережить немало политических кризисов, не исключено, что всплеск коллективного недовольства случится и на этот раз. Пандемия коронавируса и ухудшение экономической ситуации этому способствуют. Да и Россия на протяжении более 15 лет рассматривает Молдову как полигон для гибридного урегулирования замороженного с середины 90-х конфликта. Хотя «меморандум Козака» сегодня ушел с повестки дня отношений между Москвой и Кишиневом, стремление Кремля выдернуть Молдову из сферы влияния ЕС никуда не исчезло.
Печальная судьба ситуативной и недолговечной коалиции ПСРМ и блока ACUM должна была научить коллективный Запад осторожности. Скорее всего, не стоит ждать от представителей ЕС и США новых попыток «оптимизировать» ситуацию в Молдове. Да, поддержку Санду уже выказал лидер Европейской народной партии Дональд Туск, но, скорее всего, тем заявлением участие Старого Света этой осенью в молдавских делах и ограничится.
Тут самое время напомнить, что Додон не отказывается от курса на европейскую интеграцию Молдовы, но вот об евроатлантических устремлениях речь точно не идет, тем более что по Конституции это нейтральное государство.
Пророссийская позиция Додона привела к тому, что его не привечали ни Петр Порошенко, ни Владимир Зеленский. При Порошенко Украина и Молдова активно сотрудничали в вопросе пограничного контроля. Позднее Санду успела в ранге премьера провести переговоры в Киеве, обменявшись с Зеленским комплиментами. Поэтому болеть на предстоящих выборах в Молдове многие украинцы будут за Санду. Что касается финала избирательной кампании, то она вряд ли обойдется без грязных технологий и российского гибридного влияния: Молдова — единственная страна в Европе, где самой популярной соцсетью являются Одноклассники.
Итого: хуже вряд ли станет, политическая ситуация способствует консервации замороженного конфликта в Приднестровье, но группировка российских военных в этом анклаве сохраняется — со всеми сопутствующими рисками для Украины. И еще: итоги президентских выборов окажут влияние на расклады в парламентских — те могут состояться досрочно, весной-летом 2021 года.