Есть ли шансы на успех у движения сопротивления талибам в Афганистане?
Панджшерская долина — единственный еще не захваченный талибами район Афганистана, там формируется новое движение сопротивления.
В Афганистане сопротивление талибам еще оказывает всего одна область – Панджшерская долина. Она находится в 150 километрах от Кабула. Это стратегически важный участок, рядом с которым проходят пути, соединяющие север и юг Афганистана. Именно здесь растет движение сопротивления “Талибану”.
Но есть ли у него шансы на успех?
Лидер сопротивления
У Панджшерской долины давняя история борьбы. В 1980-1990-х годах Панджшер был плацдармом Ахмад-Шаха Масуда, который успешно оказывал сопротивление сначала советским войскам, а потом талибам. Ахмад-Шах Масуд был убит связанной с “Талибаном” террористической организацией Аль-Каида незадолго до терактов 11 сентября.
Лидером нового сопротивления “Талибану” называет себя Ахмад Масуд — 32-летний сын Ахмад-Шаха Масуда, получивший образование в Великобритании. Он поддерживает идею своего отца о том, что такому многонациональному государству как Афганистан нужна децентрализованная политическая система. Ахмад Масуд призывает талибов сформировать децентрализованное правительство, в которое войдут представители всех сил. В противном случае его силы окажут им вооруженное сопротивление.
В Панджшере скрывается и Амрулла Салех — вице-президент Афганистана, объявивший себя новым главой государства. После бегства президента Афганистана Ашрафа Гани в ОАЭ Салех напомнил, что, согласно конституции Афганистана, исполняющим обязанности президента становится вице-президент. Он заявил, что остается на территории Афганистана, и призвал афганцев присоединяться к сопротивлению талибам.
Салех в свое время воевал под началом отца Ахмада Масуда.
Поддержка Запада
Ахмад Масуд написал колонку в The Washington Post, призывая Запад поддержать его отряды. “Знайте, что миллионы афганцев разделяют ваши ценности. Мы долго боролись за открытое общество, в котором девушки могли бы стать врачами, пресса могла бы работать свободно, а молодежь могла бы танцевать и слушать музыку или посещать футбольные матчи на стадионах, которые талибы когда-то использовали для казней — и, возможно, будут делать это снова”, — говорится в колонке.
Масуд отметил, что США и их союзники покинули поле битвы, но Америка все еще может быть “великим арсеналом демократии“, как говорил Франклин Рузвельт.
Что будет дальше
Отряды Масуда считаются единственной силой внутри Афганистана, готовой и способной противостоять талибам. Национальный фронт сопротивления утверждает, что к нему присоединяются военнослужащие правительственных сил Афганистана и гражданские и что в Панджшере уже собрались девять тысяч человек, способных сражаться. Но эксперты считают, что Масуд вряд ли станет большой проблемой для “Талибана”: у него немного союзников внутри Афганистана, а другие государства тоже не спешат выказывать поддержку его движению.
Вместе с тем, талибы еще 22 августа дали участникам сопротивления четыре часа на то, чтобы сложить оружие, пообещав в противном случае наказать их. Но наказание все еще не произошло.
Представитель движения сопротивления Али Назари заявил, что талибы попытались атаковать Панджшер в ночь на 23 августа, но потерпели поражение и отступили.