UA
 

"Хуже не было". Как белорусов спасает криптовалютаСюжет

Текст: ,  24 декабря 2021, 11:42
2
14563
 Хуже не было . Как белорусов спасает криптовалюта
Фото: Getty Images
Ситуация в Беларуси ухудшается

После прекращения протестов репрессии в Беларуси усилились. Неправительственная организация помогает преследуемым белорусам, передавая им деньги в криптовалюте - других способов нет.

Ситуация в Беларуси успокоилась - по крайней мере, так кажется на первый взгляд. Да, кровавых расправ над протестующими, о которых говорит весь мир, сейчас действительно нет. Но вдали от общественного внимания репрессии против оппозиции продолжаются и даже усилились, сообщают активисты. Что происходит в стране и причем здесь криптовалюта, рассказывает Корреспондент.net.

Полное разрушение гражданского общества

С июля в Беларуси было закрыто около 270 неправительственных организаций - так Минск пытается не допустить возобновления протестов. Фонд Bysol, неправительственная организация, помогающая политическим заключенным, активистам и бастующим рабочим, - один из тех, кому удалось выжить.

Однако повседневная деятельность фонда стала намного сложнее, поскольку администрация Александра Лукашенко признала его экстремистской организацией.

"Я работал с гражданским обществом в Беларуси последние 20 лет, и ситуация никогда не была хуже, - рассказал Euronews основатель Bysol Андрей Стрижак. - Когда крупные видимые протесты прекратились, репрессии усилились, и мы видим полное разрушение гражданского общества в Беларуси. На улице просто опасно находиться, но оппозиция не умерла. Мы, Bysol, например, до сих пор здесь помогаем людям. Но ситуация ужасная".

Штраф за протест

Полиция несколько раз задерживала Машу за ее политическую деятельность. Она была среди десятков тысяч митингующих, которые вышли на улицы в августе и сентябре прошлого года в знак протеста против результатов президентских выборов. А в начале этого года она получила штраф за протест - 2000 долларов.

Таких денег у девушки не было, и полиция арестовала ее мать и начала угрожать брату. "В КГБ прямо сказали моей матери, которая никогда ничего не делала, что ее арестовали просто потому, что она моя мама", - рассказала Маша.

Она обратилась к фонду Bysol, который помог ей оплатить штраф и освободить мать.

Креативные решения

После того как Bysol был признан экстремистской организацией, помогать таким людям, как Маша, стало сложно. Переводить деньги через банки или переправлять наличные через границу слишком опасно, поэтому фонду приходится проявлять творческий подход. Речь идет о криптовалюте.

"Я, конечно, не могу сказать, как именно мы это делаем, - пояснил Стрижак. - Мы должны быть осторожны. Но мы поняли, что криптовалюта безопаснее других способов. Правительство заблокировало все классические способы ввоза денег в страну, поэтому нам пришлось искать альтернативу".

По его словам, криптовалюта стала частью нормальной экономической системы, так что для фонда это простой и безопасный путь.

Bysol собирает деньги для своей деятельности с помощью краудфандинга, а затем отправляет деньги в Беларусь. В 2020 году он выплатил 2,9 миллиона евро на поддержку белорусов. В настоящее время он помогает более чем 300 семьям политзаключенных.

Всего, по оценкам, в Беларуси находится около тысячи политических заключенных, но белорусские власти это отрицают. По данным общественной организации "Весна 96", на 22 декабря политзаключенных насчитывалось 941 человек.

В недавнем интервью BBC Лукашенко признал, что милиция жестоко избивала протестующих в тюрьме в Минске. "Мы уничтожим всех мерзавцев, которых вы [Запад] финансируете", - сказал он.

Охота на ведьм

Анаис Марин, специальный докладчик ООН по ситуации с правами человека в Беларуси, назвала ситуацию в Беларуси "катастрофической". Она говорит, что недавние репрессии напоминают ей Советский Союз 1960-х годов.

"Все движения и организации сейчас в основном работают в Telegram-каналах, - рассказывает Марин. - Лукашенко смотрит на всех оппонентов как на преступников, хотя они просто исполняют свой гражданский долг. Люди, связанные с такими организациями, как Bysol, подвергаются репрессиям, и многие из них покинули страну. Те, кто остаются, запуганы и находятся под постоянной угрозой".

"Ситуация в Беларуси для гражданского общества всегда была проблемной, но теперь это охота на ведьм. С лета было ликвидировано около 300 организаций, и теперь людей выявляют в частных чатах. Большой Брат - правительство - ищет повсюду".

По словам Марин, такие НПО, как Bysol, должны быть максимально осторожными в вопросе перевода денег и оказания финансовой помощи белорусам.

"Похоже, власть ни перед чем не остановится. Мы видели это на рейсе Ryanair", - напомнила Марин. Тогда самолет, который летел из Греции в Литву, под предлогом минирования был принудительно посажен в Минске, чтобы арестовать журналиста Романа Протасевича. 

Некоторые считают, что арест активиста Александра Федута в Москве и смерть Виталия Шишова в Киеве - примеры того, как администрация Лукашенко выходит за пределы Беларуси, чтобы подавить оппозицию. 

Надо укреплять доверие

Юрий Рававой - еще один, кому помог Bysol. 28-летний мужчина уехал из Беларуси в прошлом году, поскольку был объявлен в розыск властями за организацию забастовок в Гродно на западе страны. Сейчас он находится в Польше и на средства Bysol помогает заводским рабочим вернуться домой.

"Мы используем криптовалюту, потому что это самый безопасный способ, - рассказал он. - Нам не нужны личные встречи или что-то в этом роде. Нам не нужно носить с собой наличные".

После прошлогодних выборов тысячи рабочих по всей Беларуси объявили забастовку, но администрации Лукашенко удалось подавить их, арестовав организаторов и угрожая увольнениями.

Рававой объясняет, что сегодня такой угрозы забастовок нет, но он и Bysol продолжают поддерживать заводских рабочих. "Мы пытаемся укрепить доверие между людьми на разных заводах, чтобы они могли лучше координировать свои действия в будущем. В 2020 году мы не доверяли друг другу и не знали, что делать. В следующий раз мы будем более подготовленными", - сказал он.

Не дом, а тюрьма

Маша, как и Рававой, уехала из Беларуси, но слишком напугана, чтобы раскрыть свое местонахождение. По ее словам, ситуация в стране ухудшается. Каждый, кто хоть раз присутствовал на акции протеста или поддерживал кандидата от оппозиции, может быть арестован в любой момент.

Маша не хотела уезжать, но понимала, что повторный арест - вопрос времени. "Я действительно хотела остаться, - говорит она. - Моя самая большая мечта, как и для тысяч других, которые были вынуждены бежать, - это вернуться домой. Я хочу вернуться домой, но сейчас это невозможно, и Беларусь больше не настоящий дом. Это просто тюрьма".

Новости от Корреспондент.net в Telegram. Подписывайтесь на наш канал https://t.me/korrespondentnet

СПЕЦТЕМА: Сюжеты
ТЕГИ: ОппозицияБеларусьпротестыАлександр Лукашенкокриптовалюта
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Читать комментарии