Двусторонний формат переговоров между США и Россией возрождает давние опасения, что две державы времен холодной войны сами заключат сделку. Брюссель предлагает свой план, но в ЕС не все его одобряют.
В Европе нет единого мнения о том, как вести себя в нынешних условиях, когда Россия требует переговоров с Вашингтоном и НАТО, а безопасность ЕС обсуждается без Брюсселя. Пока одни хотят гарантий для Евросоюза, другие полагаются на собственную внешнюю политику, не желая передавать Брюсселю бразды правления. Усложняет ситуацию традиционная европейская головоломка: слишком много американского лидерства - плохо, слишком мало - тоже плохо. И как вести себя с Россией - беспокойным соседом и поставщиком значительной части энергоресурсов - тоже до конца не понятно. Корреспондент.net рассказывает о настроениях в ЕС.
Гарантии для ЕС
Глава внешнеполитического ведомства Евросоюза Жозеп Боррель направил письмо министрам иностранных дел ЕС, в котором настаивает на участии европейской стороны в переговорах между США и Россией. В письме дипломат подчеркивает, что "главная цель должна заключаться в обеспечении вовлеченности ЕС в процесс", пишет The New York Times.
Боррель также считает, что базой для проведения переговоров должна стать Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), в которую входит 57 членов, а не НАТО.
В своем письме он предлагает ЕС выдвинуть собственные предложения по безопасности, а также инициирует прямой разговор с министром иностранных дел России Сергеем Лавровым.
Письмо одобрили далеко не все министерства иностранных дел, хотя Боррель и пообещал "полную согласованность и координацию с НАТО" при формулировании европейских предложений о "контроле над вооружениями и мерах укрепления доверия и безопасности".
У каждой европейской страны свои вооруженные силы и внешняя политика, и они неохотно передают полномочия Брюсселю. Некоторые считают, что Боррель пытается вести себя не так, как это предусмотрено государствами-членами.
5 января Боррель посетил украинские войска на Донбассе. В ходе поездки он заявил, что "мы уже не во времена Ялты", когда великие державы встретились в 1945 году, чтобы разделить послевоенную Европу. "Европейский Союз - самый надежный партнер Украины", - подчеркнул дипломат, поэтому он "не может быть зрителем", пока США, НАТО и Россия обсуждают европейскую безопасность.
Для кого-то визит Борреля стал признаком нового интереса Европы к стратегической автономии и ее желания быть важным игроком в защите собственных интересов. Другие расценили его как рискованную попытку привлечь к себе внимание, которая лишь продемонстрировала несостоятельность фактического веса Евросоюза в мире жесткой силы.
Однако неизбежным остается тот факт, что Соединенные Штаты и Россия собрались в Женеве, чтобы обсудить Украину и европейскую безопасность - без европейцев. И когда 12 января НАТО сядет за стол переговоров с Россией, Европейского Союза как института там тоже не будет, хотя 21 государство является членом обеих организаций.
Сложный момент
И хотя ведущие страны ЕС, такие как Франция и Германия, проводят собственные переговоры с Москвой и являются полноценными членами НАТО, очевидно, что президент России Владимир Путин считает, что и НАТО, и Евросоюз подчиняются желаниям и решениям Вашингтона.
Это безмерно раздражает европейцев в "очень сложный момент в международных отношениях в Европе, беспрецедентный со времен окончания холодной войны", говорит французский военный аналитик Франсуа Эйсбур. "Это наша безопасность, но нас там нет", - подчеркивает он.
По мнению Эйсбура, отчасти раздражение вызывает "традиционная европейская головоломка о том, что слишком много американского лидерства неприятно, и слишком мало - тоже неприятно".
Но наименее обнадеживающим является то, что европейцы задаются вопросом о последовательности президента Байдена после неудачи в Афганистане и смещения стратегического внимания на Китай, говорит эксперт. И они обеспокоены тем, что Байден будет сильно ослаблен после ноябрьских промежуточных выборов и что Дональд Трамп может вновь занять пост президента в 2024 году.
Госсекретарь Энтони Блинкен неоднократно заверял, что никакие решения по Европе не будут приниматься без европейцев, а решения по Украине не будут приниматься без украинцев, которые тоже практически не участвуют в переговорах. Вашингтон работал над тем, чтобы Боррель и другие европейские лидеры, не входящие в НАТО, регулярно получали информацию.
Разное видение
Но всегда есть противоречие между глобальным видением Соединенных Штатов, где главной проблемой является Китай, и видением европейцев, для которых Россия - главная проблема безопасности, отмечает директор Европейского совета по международным отношениям Марк Леонард.
Президент Франции Эммануэль Макрон подталкивает Европу к тому, чтобы она уделяла больше внимания собственной безопасности, особенно с учетом того, что Трамп пренебрежительно отзывается о НАТО, а Байден смотрит в сторону Индо-Тихоокеанского региона. Но европейцы по-прежнему расходятся во мнениях насчет того, как вести себя с Россией - беспокойным соседом и источником значительной части их газа и нефти.
Страны Центральной и Восточной Европы доверяют в вопросе своей защиты и сдерживания России Вашингтону и НАТО, а не Парижу, Берлину или Брюсселю. А серьезные экономические санкции, которыми угрожают в случае продвижения России дальше в Украину, нанесут гораздо больший ущерб европейской экономике, чем американской, что делает дальнейшие ограничения в отношении российского экспорта энергоносителей маловероятными.
"В Вашингтоне очень разочарованы тем, что европейцы мало что делают сами, но при этом жалуются на то, что делают США, - говорит Леонард. - Байден хочет сосредоточиться на проблемах XXI века и Китае, и ему нужно, чтобы европейцы активизировались или замолчали".
На прошлой неделе высокопоставленный французский дипломат признал, что "к России совершенно разное отношение внутри ЕС и на остальной части Европейского континента".
Однако есть и европейская готовность учитывать, что мир в целом и регион сейчас "более опасны и изменчивы", поэтому ЕС должен сам позаботиться о себе. Тем не менее, до создания реального подкрепления этих амбиций еще далеко.
Неопределенность в ЕС
Есть и новые моменты неопределенности в ключевых европейских государствах. Так, Макрон предстанет перед избирателями в апреле, и его переизбрание далеко не гарантировано. И в то время как бывший канцлер Германии Ангела Меркель была уважаемым собеседником Путина - с беглым русским языком, большим опытом работы у власти и немецкой экономикой за плечами, - Олаф Шольц, ее преемник, является фигурой скорее неизвестной.
Шольц - социал-демократ, его партия всегда выступала за Восточную политику, нормализацию отношений с Востоком, а также продвигала Северный поток-2, спорный (и еще не сертифицированный) газопровод, который идет прямо из России в Германию, минуя Украину и Польшу.
Тем не менее Шольц состоит в коалиции с антироссийскими Зелеными, к которым относится и министр иностранных дел Анналена Бербок, а также со Свободными демократами, которые также открыто критикуют Россию.
Призывая к наращиванию обороноспособности Европы, Шольц в то же время твердо верит в НАТО и трансатлантический союз, отмечает аналитик Ульрих Шпек. Так что Шольц, по его мнению, вряд ли нарушит какой-либо консенсус НАТО.
В новой правящей коалиции Германии "на заднем плане наблюдается баланс сил, и это важно", говорит Шпек. "Шольц должен иметь дело с этой реальностью и европейским парламентом, который все больше и больше злится на Россию, ее враждебность по отношению к ЕС и вмешательство во внутренние дела", - добавил он.
Хотя Боррель хочет, чтобы в обсуждениях участвовал и Евросоюз, сейчас переговоры основаны на силе, считает аналитик. "Поэтому в настоящее время нет смысла подталкивать Брюссель к этому. Это бой, в котором они не могут победить", - считает он.
Бывший посол Германии в США Вольфганг Ишингер видит ценность в более широких переговорах с Россией, включая дипломатическую роль Берлина. "Предотвращение конфликтов с помощью сдерживания и дипломатии - проверенный и испытанный рецепт", - подчеркивает он.
Вместе с тем Ишингер вспомнил, как спросил "очень высокопоставленного российского чиновника в Москве в 1993 году", как Россия может развеять опасения восточноевропейцев. Чиновник ответил: "Что плохого в том, что наши соседи живут в страхе перед нами?"
"К сожалению, - говорит Ишингер, - с тех пор мало что изменилось".
Новости от Корреспондент.net в Telegram. Подписывайтесь на наш канал https://t.me/korrespondentnet