24 октября ушло за горизонт. Наступило 25. Ничего страшного, похоже, не случилось. Значит, можно спокойно вздохнуть.
В СССР к суевериям относились очень негативно. Пионеров, комсомольцев и коммунистов, верящих в "черного кота" или "беса - искусителя", могли даже на собрании "проработать". И все же, одно суеверие неукоснительно соблюдалось, и не где-нибудь, а в ракетных войсках
: 24 октября запуски ракет не производились ни в коем случае.
Эта катастрофа считается в истории ракетной техники самой крупной. Ровно 40 лет назад на
космодроме "Байконур" (в то время это место называлось полигон "Тюра - Там") взорвалась первая межконтинентальная баллистическая ракета Р - 16.
Как-то в одной занимательной телепередаче диктор рассказывала, в чем разница между такими понятиями, как "авария" и "катастрофа". "Авария, - говорила она - это когда происшествие не стало причиной человеческих жертв" (на экране в это время были ужасающие кадры взрыва реактивного самолета, и - на заднем
плане - крохотная черная точка, плавно опускающаяся на землю: летчик катапультировался); "…катастрофа - это происшествие, которое повлекло за собой человеческую жертву. Даже одну-единственную" (на экране возникли иные кадры: улица патриархального городка, целехонький "Фльксваген", а рядом - накрытая одеялом фигура).
То, что произошло в 1960 году на "Тюра - Там", - катастрофа. В жертву новому стратегическому оружию Ракетных войск были принесены более 100 человек. В частности, погибли руководители "Хартрона" (в то время секретного оборонного предприятия, а впоследствии - крупнейшего в мире разработчика систем управления для космических аппаратов) - первый директор и главный конструктор Борис Коноплев, начальник отдела И.Рубанов, старший инженер М.Жигачев. Катастрофа унесла жизни и ведущих специалистов знаменитого днепропетровского КБ "Южное" - заместителей главного конструктора Л.Берлина и В.Концевого, заместителя главного конструктора двигателя Фирсова. Погиб также председатель государственной комиссии, главный маршал артиллерии Митрофан Неделин. Главный конструктор злополучной ракеты Михаил Янгель остался в живых лишь чудом.
Р - 16 (СС - 7 по американскому классификатору) взорвалась на старте за полчаса до запуска. После преждевременного запуска маршевого двигателя вспыхнуло больше 100 тонн топлива.
В
печати о трагедии на космодроме не говорилось.
По странной закономерности день этот 24 октября - принес ракетным войскам не одно несчастье. Ровно три года спустя, 24 октября 1963 года при испытании аналога Р - 16, ракеты Р- 9А погибли восемь испытателей. Огонь, вспыхнувший в подземной шахте пусковой установки, уничтожил все боевые расчеты. На эту трагедию тоже был наложен гриф "секретно".
С тех пор в СССР в этот день запуски ракет не производились.
Как сообщило "Интерфакс - Украина", в городе Харькове, на городском кладбище №1 прошел траурный митинг, посвященный 40-летию трагедии. В нем участвовали сотрудники "Хартрона". В траурных мероприятиях приняли участие представители городских властей, на могилы погибших были возложены цветы.
Сейчас "Хартрон" является акционерным обществом. Многое изменилось за 40 лет. Но мистическая традиция ракетчиков неуклонно соблюдается.