Великое дело приметы! Если балканская страна избавляется от авторитаризма, то вслед за приходом демократии жди визита бывшего монарха. На прошлой неделе кронпринц Александар ІІ посетил Югославию и встретился с президентом Воиславом Коштуницей.
“Сегодняшняя Югославии изнурена десятилетием войн и международной изоляции. Несмотря на отлучение Милошевича от власти, его социалистическая партия остается серьезной угрозой для только что родившейся демократии. Сам президент Коштуница опирается на коалицию 18 партий, которая в любой момент может дать трещину… И только король – отец привыкшей к личным культам нации - может встать над политической схваткой, выступить арбитром. Определенно, лучшего шанса для восстановления монархии не придумаешь!” – полагают сербские монархисты и их мечта не настолько утопична, как может показаться на первоый взгляд. Показателен пример Испании, где после смерти Франко в 1975 г., король Хуан Карлос стал своего рода мостом между диктатурой и демократией. Кроме того, у определенной части сербского общества монархистские настроения отождествляются с патриотическими. Нечто близкое русскому: “За царя, за родину, за веру!”.
Единственная проблема монархистов – на поддержку соседних пост-коммунистических стран рассчитывать не приходится. Румынский король Михай вернул себе родовой замок, но не получил приглашения на трон. Царь Болгарии Симеон считает восстановление монархии в своей стране несвоевременным. В Албании население высказалось против возвращения короля на референдуме. Хотя Русская православная церковь и канонизировала последнего царя Николая II, монархистов в стране до сих пор воспринимают как белых ворон. Еще одна мина под восстановлением монархии в Югославии – наличие в Черногории собственной королевской фамилии…
А теперь небольшой экскурс в историю.
Югославия
Династия Карагеоргиевичей правила Сербией - с перерывами - с начала XIX века до 1941 года, когда король – тогда уже Югославии - Петар II покинул страну в преддверии нацистской оккупации. В 1945 г. коммунистический режим Тито ликвидировал монархию, экспроприировав фамильные поместья, земли и виноградники. С падением Милошевича – последнего югославского президента «старой закалки» - потомки королевской династии смогли наконец-то вернуться на родину.
Болгария
63-летний царь Симеон вступил на трон в 6-летнем возрасте в 1943 г., после того, как умер его отец, царь Борис III, сделавший страну сателлитом нацистской Германии. В 1946 г. - под давлением коммунистом - был проведен референдум, ликвидировавший монархию (в 1943 – 1946 гг. Болгария управлялась регентом). Царская семья покинула страну. Критики полагают, что результаты референдума были сфальсифицированы. Хотя большинство сегодняшних болгар поддерживает республиканскую форму правления, Симеона уважают за его беспристрастность и внепартийность. В 1996 г. он впервые за время изгнания посетил родину. Король занимается бизнесом и живет в Мадриде.
Румыния
78-летний король Михай вынужден был покинуть родину в 1947 г. После свержения Чаушеску, Михай несколько раз пытался приехать в Румынию, но всякий раз его «заворачивали» в аэропорту. В конце концов новые власти смягчились: теперь живущий в Швейцарии король посещает родину на пасху и рождество. В апреле он выиграл судебный процесс по возвращению замка.
Албания
Наследник престола Лека Зог был инфантом в апреле 1939 г., когда король Зог покинул занимаемую итальянской армией страну. Лека вернулся в Албанию в 1993 г., но его королевский паспорт не признали и выслали из страны. В 1997 г. ему позволили приехать снова, и король решил восстановить трон через референдум. Лека проиграл и вновь покинул родину. В 1999 его заочно приговорили к трем годам тюремного заключения за участие в марше 1997 года, где Лека размахивал пистолетами. В Южной Африке, где постоянно живет король, его арестовали по подозрению в нелегальном хранении оружия. Пол залог в 25 000 долларов монаршую особу отпустили…