Если Джордж Буш – младший победит, можно будет с уверенностью сказать, что харизма (читай: обаяние) – главный «входной ключик» на трон Юпитера американского политического Олимпа. Буш понятен, Буш говорит простые слова, Буш кажется «своим». Буш не чужд популизма, а все его промахи чудесным образом превращаются в дополнительные очки.
Как сообщает
CNN, у кандидатов началась самая горячая горячка: города, штаты – многие мили расстояний, бесконечные встречи, улыбки, рукопожатия. И, хотя западная пресса то и дело сообщает о «разочаровании», царящем в лагере демократов, Гор, как и прежде, всем своим видом излучает уверенность в победе.
Буш выложил перед избирателями карту, которую считает самой сильной: снижение налогов. Кандидат в президенты удачно свою позицию иллюстрирует: «Вот, возьмем семью: мужа и жену с общим доходом $ 50 тыс. в год. Благодаря моей программе, сумма налогов, которую они будут платить, окажется меньше на 50%». Действительно впечатляет. Буш с иронией говорит, что его сопернику «не взять» штат Теннеси, потому что в нем Гор много лет был конгрессменом и сенатором.
Особое внимание Буш уделяет «спорным» штатам – один из них – Висконсин. Здесь, в общем, не поддерживают демократов, но – большой популярностью пользуется… кандидат от Партии Зеленых (Green Party) Ральф Нейдер (Ralph Nader). «В один прекрасный день администрации Клинтона – Гора придется уйти со сцены. Но хочу, чтобы вы поняли: я не могу сделать это без вашей помощи» - протягивает Буш руки к избирателям штата, красноречивым этим жестом демонстрируя искренность своих намерений. Еще один «неопределенный» штат – Айова. Преимущественное занятие местных жителей – земледелие. Буш говорит жителям штата о том, что хорошо понимает специфику местного сельского хозяйства и упоминает о своих планах облегчить фермерам их налоговое бремя: «Поднимите руки, кто платит подоходный налог федеральному правительству?» - спрашивает он фермеров (лес рук) – «Вы будете платить меньше!» - «Ур-ра!!!» (толпа радостно рукоплещет).
А что же Гор? Вице-президент тоже отправился в Айову. Выступая на тракторном заводе, он говорил собравшимся примерно следующее: «Вы должны рано ложиться, рано вставать, много работать и быть организованными». Попутно он журит Буша за то, что по его вине в штате Техас (в котором Буш является губернатором) недостаточно внимания уделяется охране здоровья детей. Все выделенные на это деньги пошли на финансирование широко разрекламированной «программы сокращения налогов». Гор особый акцент делает на том, что является «большим другом рабочих»: «Вы сами снова и снова доказываете мне очевидное: вы – мои лучшие друзья», - говорит он работягам Айовы. Те согласно кивают и аплодируют. В Айове Гор лидирует на 3,5%. Самый последний опрос «CNN/USA Today/Gallup» показал, что рейтинг Гора поднялся на два пункта, и достиг 45%. Но все равно это меньше, чем 47% Буша.
Кстати, если Буш победит, он будет первым президентом после Джона Квинси Адамса в начале позапрошлого века, попавшим в Белый дом по стопам своего отца. Своим неожиданным продвижением вперед Буш, как сообщает "Би-Би-Си", перевернул вверх дном все тщательно отработанные социологические прогнозы. Шесть из семи таких моделей прогнозируют, что Гор победит, получив от 52,9% до 60,3%. Седьмая дает Гору 50,5%.
Научные модели исходят из опыта прошлых выборов и учитывают такие факторы, как состояние экономики страны и рейтинг президента. Может быть, в этом кроется фатальный изъян моделей в преддверии нынешних выборов: согласно опросам, избиратели считают, что экономический бум последних 9 лет продолжится вне зависимости от того, кто усядется в Белом доме, и не склонны благодарить за него президента Клинтона или его вице-президента Гора.
Словом, неблагодарным американцам стало все равно. Впрочем, определенную роль может играть еще тот фактор, что многие финансисты и промышленники США приписывают нынешнее экономическое процветение в заслугу вовсе не Клинтону, а Алану Гринспану, главе Резервного Фонда. К тому же, большинство в Конгрессе все эти годы составляли республиканцы.
И все же, решающим фактором в лидировании Буша остается его личная харизма.
Популизм, как оказывается, востребован не только в сотрясаемых катаклизмами «обществах с переходной экономикой», но и в странах очень богатых и благополучных. Но, если в первых люди частенько смотрят на харизматического лидера – популиста как на Мессию, способного вывести страну из пучины экономического неблагополучия, то во вторых- как на «развлекателя», способного привнести в скучные и сытые будни хоть что-нибудь новенькое. Такой можно сделать вывод, наблюдая за американскими предвыборными перипетиями.
Одно утешает: в Украине лидерам популистского толка, похоже, не очень-то стали верить. Значит, движение к «противоположному полюсу» все-таки началось?