Завершилась перепись населения КНР - пятая с момента образования республики в 1949 году. Переписчики должны были не только пересчитать приблизительно 1,3 млрд китайцев, но и выяснить их образовательный и жизненный уровень, а также структуру занятости. Выполнить эту задачу оказалось непросто.
Для проведения переписи Ассоциация народонаселения КНР мобилизовала 6 млн переписчиков, которые трудились в течение двух недель. Предварительные итоги переписи, подведенные в среду, показали, что население Китая составило около 1,26 млрд человек, сообщает
www.postfactum.ru.
Но доверять этим цифрам не стоит, как и добывшим их переписчикам. Выяснилось, что в ряде провинций они брали с крестьян взятки: за имеющийся в хозяйстве трактор -- $6, за большую семью -- $14. А иногда и просто за право быть переписанными. Таких переписчиков приходилось увольнять.
Но и честная работа не гарантировала от ошибок: в провинции Хунань не досчитались около 10 млн человек, в соседней с нею провинцией Шаньси -- 2 млн.
Вице-президент Ассоциации народонаселения КНР Сунь Цзинсинь (Sun Jingxin) объяснил это несколькими причинами. По приблизительным оценкам, более сотни миллионов китайцев составляют так называемую плавающую популяцию, в поисках работы они нелегально мигрируют из бедных сельских районов в развитые промышленные и стараются не показываться на глаза властям. По этой причине только в одном Пекине несосчитанными оказались около 2 млн человек. Один из таких "счастливчиков", продавец по фамилии Цай, недавно приехавший в Пекин, признался, что в его родной деревне из 400 дворов в провинции Хубэй до 60% жителей уехали в крупные города.
В ряде провинций местные власти, чтобы не портить показатели, распоряжались включать в списки переписанных отсутствующих. Так в списки живых попали 50 тыс. давно умерших людей. В самый разгар переписи власти выяснили, что люди неохотно отвечают на вопросы агентов и часто просто скрывают истинное число людей в семьях, поскольку нарушили введенное несколько десятилетий назад правило ограничения рождаемости "одна семья -- один ребенок".
Оно разрешает городским семьям иметь только одного ребенка, а сельским -- заводить второго, если первым оказалась девочка. Нарушившим правило грозит принудительный аборт или, если делать его уже поздно, крупный штраф. Исключение делается только для национальных меньшинств (таким, как монголы михалковской "Урги"), которым разрешено иметь три ребенка.
Чтобы добиться от населения правдивых ответов, власти вынуждены были пообещать, что данные опросов останутся в тайне и не будут использованы для наказания нарушивших ограничение на рождаемость. Политика "одна семья -- один ребенок", призванная обуздать бесконтрольный рост населения Китая (в 1949 году оно составляло 600 млн человек), имела негативные последствия, особенно для девочек.
Порой их убивали, чтобы получить возможность на еще одну попытку родить сына, который будет в семье работником и кормильцем престарелых родителей. Но господин Сунь считает, что число убиенных младенцев женского пола не настолько велико, чтобы объяснить, почему в 1999 году соотношение новорожденных мальчиков к девочкам было 120 к 100. Он думает, что о рождении девочек часто не сообщают. А иногда делают аборты, когда становится известно, что первым ребенком будет девочка. По этой причине правительство даже запретило ультразвуковые исследования плода. Но их все равно делают -- нелегально.
Еще одна неприятность -- старение населения. В скором времени один работоспособный китаец должен будет содержать двоих родителей и четверых дедов и бабок. Но отменить политику "одна семья --один ребенок" китайские власти боятся: если население КНР начнет увеличиваться бесконтрольно, прокормить Китай не сможет никто.