Через 6 лет после крушения режима апартеида в ЮАР в стране изменилось все. «Если противника нельзя победить, нужно вступить в его ряды» – девиз под которым живут сегодня тысячи белых на юге Африки.
В последние годы несколько высокопоставленных функционеров Националистической партии, создавшей систему апартеида и управлявшей ранее страной, вступили в Африканский Национальный Конгресс, десятилетиями боровшийся за ликвидацию расового неравенства, а ныне являющийся правящей партией страны. Сделал это даже Пик Бота, бывший министр иностранных дел из самой известной династии белых политиков ЮАР. А в начале ноября членом Конгресса стал Крэг Котце, в прошлом филер, шпионивший за активистами АНК. По словам «неофита», его поступок – зов души: «Разве можно оставаться в стороне, когда строится новая Южная Африка? Я хочу, чтобы мой опыт и знания были востребованы»…
Робби Сазерленд, в прошлом крайне правый расист, ныне баллотируется кандидатом от АНК на предстоящих 5 декабря выборах в местные органы власти. В своих предвыборных выступлениях Сазерленд обещает белым фермерам добиваться снижения налоговых ставок на имущество, а их черным рабочим – улучения условий труда и повышения зарплаты. Выступая перед черной аудиторий, он истошно кричит на языке зулу: «Вся власть – народу! Да здравствует Африканский национальный конгресс!». Как ошпаренные, вскакивая с мест, слушатели подхватывают клич оратора и трясут в воздухе кулаками.
На протяжении почти всей своей 25-летней политической карьеры Сазерленд был одним из самых рьяных расистов. Как признается он сам: «Я ненавидел всех черных». Однако, полгода назад 51-летний Робби «прозрел». Министр обороны и член АНК Патрик Лекота «подбросил» Сазерленду партийную литературу. В считанные дни крайне правый белый консерватор превратился в члена преимущественно черной, идеологически близкой коммунистам организации: «Я и не подозревал, что лидеры АНК мыслят так непредубежденно, позволяя белым вливаться в свои ряды. Это самая демократическая партия за всю историю ЮАР. Именно это и привлекло меня в ней».
Вместе с Сазерлендом баллотируется другой белый кандидат от АНК – Джордж Дикинсон, бывший полицейский, некогда стрелявший в демонстрантов АНК резиновыми пулями и душивший их слезоточивым газом…
Большинство черных избирателей не особо волнует прошлое белых кандидатов: «У нас столько нерешенных проблем: негде жить, нет электричества. Почему бы не использовать политический опыт белых в наших интересах?»…
Пример Сазерленда заразителен. До его вступления, членами АНК в его округе было около 20 из 3 600 белых фермеров. Ныне же «партийцами» стало еще около 1 000 человек: «Через 10 лет все белые будут членами АНК: для того, чтобы определять правила игры, нужно в ней участвовать»…