Русская служба Би-би-си,
8 марта 2012, 13:17
Бригадир Сергей рассказал Русской службе Би-би-си, как нанимал массовку на митинги на Поклонной горе и Манежной площади. По его мнению, это "просто работа", но многим за нее не заплатили.
Многие митингующие в поддержку Владимира Путина в Москве участвовали в демонстрациях за деньги - это Русской службе Би-би-си подтвердил один из так называемых бригадиров, организующих уличные массовки. Заказчик, по его словам, за работу не расплатился.
Сергей, просивший не называть его фамилии, - профессиональный организатор массовок для кино. Как утверждает бригадир, он участвовал в сборе людей на митинги в поддержку Владимира Путина и на Поклонной горе 4 февраля, и на Манежной площади 4 марта.
Сергей согласился рассказать, как организуются подобные митинги, поскольку заказчик, по его словам, задолжал ему около 150 тысяч рублей. И теперь ему нечем платить людям. Мы встречаемся в кафе у станции метро "Китай-город", где Сергей вместе с двумя молодыми людьми - Дмитрием и Денисом, участниками митингов за Владимира Путина, - обсуждает, как можно выбить из заказчика деньги.
Заказчик - бригадир ступенью выше по имени Андрей. "Мне он открытым текстом говорит: хотите, обращайтесь в прокуратуру. Договоров-то никаких нет. Все на честном слове", - жалуется Сергей.
Сергей - человек опытный в этом деле, работает с проверенными заказчиками-посредниками, и обычно все проходит гладко. С людьми из массовки, по его словам, расплачиваются, как правило, в тот же день. Услуги Сергея оказались востребованными в предвыборный период, но зарабатывать на политических митингах оказалось хлопотно.
"У меня было три ситуации, когда с людьми не рассчитались: это митинг на Поклонной горе - у меня был 251 человек, из них 160 человек не рассчитаны; на выборах мои люди работали у Жириновского наблюдателями - у меня не рассчитано шесть человек; и мероприятие на Гостином дворе, где собирали массовку для митинга на Манежной площади - у меня не рассчитано 77 человек", - говорит он.
Как утверждает Сергей, к организации митинга на Манежной площади по случаю победы Владимира Путина на выборах были подключены и другие бригадиры-массовики. "В Гостином дворе – одном из мест сбора для митинга на Манежной - все были за деньги", - утверждает Дмитрий, получивший подряд от Сергея. По словам Дмитрия, он привел с собой семерых знакомых, им тоже не заплатили.
На митинге 4 марта в поддержку тогда еще кандидата в президенты Владимира Путина собралось, по официальным данным полиции, около 110 тысяч человек. В Гостином дворе, по оценке Сергея, на митинг собралось порядка 4-5 тысяч участников массовки. Своим подопечным бригадир обещал по 500-700 рублей. Всю цепочку посредников на митинге на Манежной площади, где Путин, не дожидаясь окончания подсчета голосов, объявил о своей победе, Сергей не знает. По его предположению, в ней 7-10 уровней. "Конечный заказчик? Ну, если праздновали выборы Путина, соответственно, где-то у него", - рассуждает бригадир.
Как поясняет Сергей, митинговать за деньги соглашались, в основном, жители Подмосковья, но были и люди из Москвы – в основном, те, кто приехал из других регионов на заработки. Многие работали прежде в массовке в кино и на телепроектах. Расчет с массовкой производился после митинга. Как пояснил Сергей, для этого нужно было предъявить "своему" человеку с деньгами опознавательные знаки: карманный календарь от своего бригадира и игральную карту - их раздавали в Гостином дворе контролеры от старшего бригадира Андрея. С картами возникла путаница, и денег подопечные Сергея, по его словам, не получили.
"Я рассчитал 33 человека из своих личных средств", - возмущается он. Как утверждает Сергей, у других бригадиров тоже возникли проблемы с оплатой: он лично знает одного из них, у кого 200 человек не получили деньги. "Люди просто забрали деньги себе, в свой карман! Понятие общечеловеческой нравственности уже не входит в наши нормы жизни..." - рассуждает бригадир. Охота организовывать массовку для политических митингов у него пропала. "Это криминальная цепочка по отмыванию денег", - заключает он.
Однако на вопрос, не считает ли он участие в политических митингах за деньги аморальным, Сергей отвечает, что это "просто такая работа", которая должна оплачиваться. Он не верит, что люди могут выйти на митинг по убеждению, и не видит связи между имитацией волеизъявления за деньги и тем, что ему не платят.