UA
 

Прощай, атомный кошмар Европы

18 декабря 2000, 10:12
0
9

Церемония прощания с Чернобылем не стала праздником, пишет корреспондент итальянской La Repubblica Альберто Стабиле. В течение 15 лет АЭС, на которой произошла самая страшная авария в истории атомной энергетики, терроризировала Европу. Однако персонал станции, обеспокоенный перспективой остаться без работы, выступил против закрытия АЭС.

26 апреля 1986 года на 4-м реакторе произошел взрыв: сотни жертв и страдающих раковыми заболеваниями.

Закрытие ЧАЭС должно было стать праздником. Однако церемония прощания с Чернобылем проходит в мрачной обстановке, которую можно сравнить с государственным трауром. Рабочие и обслуживающий персонал станции встречают президента Кучму с черными повязками на рукавах: украинский президент приехал, чтобы нанести последний удар по монстру, в течение 15 лет терроризировавшего Европу. АЭС, на которой 26 апреля 1986 года произошла самая страшная авария в истории атомной энергетики, переходит в распоряжение тех, кто будет заниматься ее демонтажем. Однако персонал станции, выстроившийся на пути следования высоких гостей, чтобы заявить о своем несогласии с решением о закрытии станции, кажется, в большей степени обеспокоены перспективой остаться без работы, нежели судьбами всего человечества.

“Нет шоу 15 декабря”, - написано на плакатах, выставленных перед памятником погибшим, где гости должны возлагать цветы. В знак протеста с закрытием АЭС, сотрудники станции отключили третий реактор именно в тот момент, когда украинский президент Кучма вместе с российским премьером Касьяновым и премьер-министром Белоруссии Ермошиным и тремя представителями стран, внесших наибольший вклад в операцию по закрытию станции, входили в зал, где расположен центральный пульт управления станцией. Так они саботировали церемонию, которая должна была состояться сегодня, 15 декабря.

Во второй раз за последние шесть месяцев мы пересекаем границу “запретной зоны”. Зимний пейзаж лишь подчеркивает впечатление непоправимого горя, весеннее солнце несколько оживляло эту мрачную картину. “Потребуется 24 тысячи лет, чтобы обогащенный плутоний постепенно утратил свою радиоактивность, - поясняет один из сотрудников АЭС. - Здесь, в Чернобыле, на то, чтобы оздоровить всю зараженную местность, потребуется время, превышающее указанный период в десятки раз”.

Действительно, после 14 лет страха и колоссальной помощи, которая, по правде сказать, пока остается таковой лишь на бумаге, Чернобыль закрывается, но еще долго будет сохранятся реальная опасность.

Основная угроза исходит от цементного саркофага, построенного над 4-м реактором, на котором незадолго до полуночи 26 апреля 1986 года и произошел взрыв. Тогда за несколько дней погибли спасатели и пожарные. В результате этого взрыва продолжают погибать многие тысячи людей. На световом табло, установленном у входа в блок управления № 4, высвечиваются цифры: уровень радиоактивности в этой зоне составляет 56 микрорентген в час. При каждом порыве ветра эта цифра или увеличивается или уменьшается. Через трещины в саркофаге в окружающее пространство попадают ядовитые вещества, а органы чувств человека не способны их распознавать. За этими толстыми стенами спрятаны 200 т активного ядерного топлива, которое так и не удалось извлечь входе ликвидации последствий аварии. Единственным выходом из положения остается строительство еще одного саркофага над уже существующим. При этом надо лишь уповать на то, что уже никогда в чреве этого монстра не возникнут условия для неуправляемой цепной реакции. Создание новой брони обойдется в 750 миллионов долларов.

Но это еще не все. Этот взрыв застал врасплох советское руководство. Более того, оно располагало такими убогими средствами, и так слепо верило в способность обуздать природу, что практически ничего не сумело сделать для того, чтобы предотвратить распространение поражающих факторов этого взрыва. Речь идет не только о распространившемся на многие тысячи километров радиоактивном заражении местности. Радиоактивные отходы и зараженные предметы, собранные ликвидаторами, хранились под открытым небом, да так там и остались. Группа французских специалистов уже занимается сооружением специального могильника. Он сможет выполнять свои функции “лишь” на протяжении 100 лет. Потом надо будет строить другой могильник.

Ничто не может служить более яркой иллюстрацией масштабности трагедии, как город-призрак Припять, расположенный в двух километрах от Чернобыля. Его можно сравнить с ночным кошмаром. Настоящий город, но без единого признака жизни. Когда-то в Припяти, в этих домах, на этих пустынных теперь улицах и на этой площади, превратившейся в степной островок, проживало 49 тысяч человек. Они были эвакуированы за несколько часов, но до этого, в течение целых двух дней они подвергались воздействию радиации. И даже набиравшая в то время силу горбачевская перестройка не смогла помешать тому, чтобы Москва в первые часы после аварии предпочла хранить преступное молчание и не распространяться о том, что на самом деле происходило в Чернобыле.Обитатели Припяти, которым удалось пережить катастрофу, в настоящее время живут в 70 километрах от АЭС, в городе, названном Славутич, который архитекторы того времени называли городом 2000 -ого года. 25 тысяч человек собраны в своего рода советское гетто. Их существование неотрывно связано с жизнью станции.

“Сегодня горький день, - говорит представитель управления по связям с общественностью Чернобыльской АЭС. - Мир должен знать, что напрасно расходуется целое состояние в миллиарды и миллиарды долларов. Электростанция была не кучей металлолома, а предприятием, способным вырабатывать 5% всей электроэнергии, потребляемой на Украине. Она была предприятием, которое обеспечивало рабочими местами 9 тысяч человек, которые сегодня лишились будущего. Но боюсь, что мир ничего не хочет обо всем этом знать”.

“Нет безработице”, - кричат надписи на плакатах, “15 декабря - день нашей трагедии”. Что же думает о закрытии станции этот молодой человек, пробирающийся сквозь толпу с ребенком на плечах? “Спросите у нее”, - говорит он, указывая на девчушку. “Плохо, плохо”, - лепечет ребенок. Но не кажется ли вам, что из-за этой аварии вы и так уже достаточно настрадались, как и многие миллионы человек? “Вам меня не переубедить, - говорит он. - После того, как станция будет оставлена, она превратится в источник еще большей опасности, чем прежде. А потом, при финансовом содействии западных стран будут построены и другие АЭС”.

Они отстаивают свою жалкую зарплату и мизерные пенсии. Их протест - следствие страха перед неизвестностью. Но в одном они абсолютно правы: “Если они решили закрыть Чернобыль, то почему не сделали этого 14 лет назад?”. (Перевод inopressa.ru)

ТЕГИ: ЮщенкоЯценюккнига
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Читать комментарии