В минувшую пятницу на Украине разгорелся новый предвыборный скандал. Человек по имени Ярослав Козачок, представившийся бывшим замначальника департамента секретариата президента, обнародовал документы, якобы доказывающие, что Виктор Ющенко и Виктор Янукович подписали соглашение о сотрудничестве. Козачком предсказуемо занялась прокуратура, пишет Иван Яковина на сайте Lenta.ru.
Утро пятницы 25 декабря не предвещало беды: ЦИКу дали денег на проведение выборов, в Запорожье задержали чемпиона Украины по дзюдо, подозреваемого в убийстве, какому-то несчастному ребенку в Закарпатье дали имя Янукович. Ну и кандидаты в президенты по своему обыкновению скучно проклинали друг друга. В общем, ничего необычного.
Но ко второй половине дня в душной предвыходной атмосфере повисло напряжение, а в информационном поле запахло бурей.
Сначала Юлия Тимошенко через своего пресс-секретаря Марину Сороку начала настойчиво проситься в вечерний эфир ток-шоу Савика Шустера. То есть, проситься она начала как минимум с утра, но к вечеру Сорока написала Шустеру аж целое открытое письмо по этому поводу. Вы, дескать, Савик, такой хороший, поборник демократии и равного представительства в эфире всех политиков, поэтому Юлию на сегодняшнюю программу позовите, а?
Шустер с ответом медлил: у него на 25 декабря был заявлен другой гость - Виктор Янукович. Тимошенко же солировала всю прошлую его программу, поэтому с ее появлением "равного представительства политиков в эфире" уже как-то не вытанцовывалось. Программа неминуемо перешла бы в формат дебатов.
Утро пятницы 25 декабря не предвещало беды: ЦИКу дали денег на проведение выборов, в Запорожье задержали чемпиона Украины по дзюдо, подозреваемого в убийстве, какому-то несчастному ребенку в Закарпатье дали имя Янукович.
С чего вдруг Тимошенко так захотелось в телевизор, стало ясно спустя несколько часов. Ситуацию прояснил некто Ярослав Козачок, бывший (наберите воздуха) заместитель руководителя главной службы по внутриполитическим вопросам и региональному развитию секретариата президента Украины.
Собрав пресс-конференцию, он рассказал, о том, какой он замечательный человек, убежденный демократ, и как ему горько от того, что "борьба против политического конкурента превращается в борьбу против собственного государства".
После этого он, скрепя сердце ("было тяжело принять такое решение, но есть вещи, которые стоят выше собственных интересов"), показал журналистам некий текст.
Содержание его было примерно таким: мы, Виктор Ющенко и Виктор Янукович, стремясь обеспечить стабильность и процветание страны, закапываем топор войны и начинаем сотрудничать. Причем начинаем с того, что двигаем Виктора Федоровича в президенты, а Виктора Андреевича в премьеры. /Подписи сторон/.
Мы, Виктор Ющенко и Виктор Янукович, стремясь обеспечить стабильность и процветание страны, закапываем топор войны и начинаем сотрудничать. Причем начинаем с того, что двигаем Виктора Федоровича в президенты, а Виктора Андреевича в премьеры.
Суть же текста, то есть то, как он читался, была несколько другой: мы, трусливые заговорщики Виктор Ющенко и Виктор Янукович, вступаем в противоестественный сговор, предаем наших избирателей и будущее Украины ради того, чтобы распилить страну на двоих и не дать Юлии Тимошенко очистить ее от скверны, которую мы собой представляем. /Подписи сторон кровью/.
Шустер моментально смекнул, что премьер, придя к нему в эфир, скорбным или язвительным (в зависимости от настроения) голосом зачитает эту бумагу, а затем насмерть закошмарит оторопевшего Януковича, который, возможно, ничего такого даже и не подписывал.
Ответ телеведущего был дипломатичным. Он объяснил, что на прошлой неделе эфир был отдал целиком Тимошенко, поэтому на этой неделе солировать будет Янукович. Все по-честному.
Юлия Владимировна взвилась - ничего себе, меня - да не пускать?! На сцене вновь появилась Сорока: "Премьер-министр намерена прийти на прямой эфир для того, чтобы получить возможность провести профессиональную дискуссию с другими кандидатами в президенты".
Шустер моментально смекнул, что премьер, придя к нему в эфир, скорбным или язвительным (в зависимости от настроения) голосом зачитает эту бумагу, а затем насмерть закошмарит оторопевшего Януковича, который, возможно, ничего такого даже и не подписывал.
Отсутствие приглашения как бы никто и не заметил. Намерена - и все тут. А чтобы замечательный и демократичный Шустер не дергался, Сорока пригрозила: "Я не исключаю, что будут телекамеры, фоторепортеры и журналисты".
Однако, как говорится, не на того напали. Российский тележурналист в ответ заявил, что попытки премьер-министра прорваться в студию он будет расценивать как покушение на частную собственность и свободу слова.
Тимошенко, видимо, до последнего момента думала, закатывать ли скандал. Когда эфир уже начался, Шустер сообщил телезрителям, что в телецентре отираются сотрудники охраны премьер-министра.
Юлия Владимировна поняла, что портить отношения с самой популярной политической телепрограммой в разгар предвыборной кампании - тактика не самая дальновидная.
Она не пришла. Хотя язык и руки, конечно, чесались: имея в сумочке от Louis Vuitton текст "сговора с Ющенко", несмолкающей Тимошенко ничего не стоило бы размазать по стенке Януковича, который извлекает из себя звуки с заметным трудом.
Она не пришла. Хотя язык и руки, конечно, чесались: имея в сумочке от Louis Vuitton текст "сговора с Ющенко", несмолкающей Тимошенко ничего не стоило бы размазать по стенке Януковича, который извлекает из себя звуки с заметным трудом.
Но обиду на журналиста Юлия Владимировна все же затаила. На следующий день она пожаловалась, что Шустер пригрозил пустить в ход "силовые структуры", если она приедет.
Воображение рисует картину: одинокая, продрогшая под зимним дождем Тимошенко стоит у входа в телецентр, просится внутрь, но закованные в броню бойцы неведомых "силовых структур" отпихивают ее от дверей. Шустер с Януковичем хихикают, глядя на откровенное попрание свободы слова из теплой студии. Есть на что обидеться.
В общем, размазывание Януковича по стенке пришлось отложить. Хотя и сама необходимость такой меры вызывает сомнение.
Дело в том, что лидер Партии регионов в телевизоре смотрится так себе. Он, возможно, огромного ума человек, но его выступления в прямом эфире производят прямо противоположное впечатление. Отвечая на неожиданный вопрос, он постоянно забывает слова, тужится, мычит и мямлит. Но самое главное - почти ничего не может сказать по сути того, о чем его спросили.
Дело в том, что лидер Партии регионов в телевизоре смотрится так себе. Отвечая на неожиданный вопрос, он постоянно забывает слова, тужится, мычит и мямлит. Но самое главное - почти ничего не может сказать по сути того, о чем его спросили.
Выступление Януковича в программе Савика Шустера должно было пролить бальзам на израненную душу Тимошенко. Значительную часть ее работы он сделал за премьера сам.
Одно для нее плохо: момент для кинжального удара по своим конкурентам премьер-министр упустила. Заинтересованные стороны успели отреагировать на демарш Козачка.
Сначала в секретариате Ющенко сказали, что представленный им документ - очевидная фальшивка. Объяснение было вполне логичным. Во-первых, такого рода соглашения никто не будет заключать на бумаге: в суд же не пойдешь с претензией на невыполнение условий сговора. Во-вторых, даже если бы такой договор и был заключен, то какой-то замначальника департамента очевидно не имел бы к нему доступа.
В Партии регионов от бумаги тоже открестились: депутат Анна Герман заявила, что "никаких ни тайных, ни открытых соглашений у нас с Ющенко нет". По ее словам, к сотрудничеству регионалы, конечно, открыты, но такое - это уже слишком. Коллега Герман - депутат от ПР Елена Лукаш сказала проще: "Козачок - он и есть казачок".
В Партии регионов от бумаги тоже открестились: депутат Анна Герман заявила, что "никаких ни тайных, ни открытых соглашений у нас с Ющенко нет". Коллега Герман - депутат от ПР Елена Лукаш сказала проще: "Козачок - он и есть казачок".
Интересно, что сам президент, который быстротой реакции не отличается, на сей раз оперативно откомментировал информацию о "сговоре". Ющенко сказал, что документ - фальшивка, что премьером у Януковича он никогда не будет, а Козачка скоро "за штаны" притащат в Генпрокуратуру вместе с бумагой, на которую тот ссылается.
Лидер регионалов практически слово в слово повторил слова президента, заявив, что исключает выдвижение Ющенко в премьеры в случае своего избрания президентом. Правда, при этом он назвал произошедшее - спектаклем, который срежиссирован Ющенко и Тимошенко.
В общем, из-за принципиальности Шустера затея с публичным разоблачением "сговора" лидера оппозиции и президента провалилась.
Но во всей этой истории обращает на себя внимание одно обстоятельство. При том, что происхождение текста "соглашения" вызывает большие сомнения, предвыборное сотрудничество упомянутых в нем сторон видно невооруженным взглядом.
Президент последовательно "мочит" премьер-министра, называя ее "кризисом", "поражением для каждого", "бомжом" и тому подобными нелестными словами. Критикой лидера оппозиции Ющенко, по его словам, собирается заняться после выхода во второй тур.
Президент последовательно "мочит" премьер-министра, называя ее "кризисом", "поражением для каждого", "бомжом" и тому подобными нелестными словами. Критикой лидера оппозиции Ющенко, по его словам, собирается заняться после выхода во второй тур. А это, если верить социологам, практически невозможно.
В то же время Янукович ведет себя подчеркнуто толерантно по отношению к другим участникам президентской гонки. Говорит, что ради Украины готов на сотрудничество со всеми силами.
Такие классические злой и добрый следователь. Сговора, как такового, может, и нет, но главный интерес Януковича и Ющенко сейчас очевидно совпадает: уничтожение рейтинга Тимошенко.
Так что ход мысли Козачка был правильным. Правда теперь его ждут большие неприятности: те, кто его заслал в секретариат Ющенко, могут и послать его подальше. Не справился.
***
В рубрике Мир о нас статьи из зарубежных СМИ об Украине публикуются без купюр и изменений. Редакция не несет ответственности за содержание данных материалов.