Эта статья является продолжением полемики о российско-украинских отношениях на страницах последнего номера «Русского журнала». Автор статьи Андрей Гринев, русский, живущий в Украине, пишет о том, какие, по его мнению, шаги должна предпринять Россия для обеспечения своей национальной безопасности на украинском направлении.
Автор статьи "Украина и Россия: в зоне отчуждения" господин Р.Манекин дает полный и убедительный обзор социальной, политической и экономической ситуации в современной Украине. Настолько полный и убедительный, что заставляет просто опустить руки и признать себя щирым украинцем, есть сало в шокаладе, купить и крутить пальцем глобус Украины, пить горилку со стручком, плясать, петь и дывиться на нибо. И как говорил известный сатирик: " И вот казалось бы да, но нет".
Позволю себе не согласиться господином Р.Манекиным в части его выводов относительно русских общин, партий, движений и т.п. Не являются ли все эти образования осколками зеркала, в которые любят смотреться российские политики, использующие организованную русскую диаспору как фактор для решения своих прикладных задач и далеко не бескорыстных целей. Но на дворе уже 2001 год. Прежние российские вожди, рвавшие рубаху за "славянских братьев", сходят с политической сцены, но и организованная русская диаспора в Украине тоже становится другой. Свои проблемы она пытается разрешить своими силами, своими мозгами, своими деньгами, естественно, скромными, но пока достаточными. И от Москвы, подчеркиваю "Москвы" (а не России) нам нужна уже не материальная, а только моральная поддержка.
Смена поколений неизбежна. Она идет повсеместно и, конечно, болезненно. Но это объективный процесс, ведущий осознанию нами - русскими, живущими в Украине, - своего места в социальной действительности, пробуждению собственных внутренних резервов, выработке ориентиров и системы приоритетов развития.И уже сейчас видно, что Москва, до сих пор не определившаяся в собственных приоритетах, нуждается в нашей помощи.
Так что же делать?
С нашей точки зрения, в целях обеспечения национальной безопасности России на украинском направлении представляется необходимым предпринять следующие шаги:
1.Правительство РФ должно вести реальную и плотную работу с русской диаспорой по противостоянию украинизации и сохранению Левобережья в лоне русской цивилизации. Ставка должна делаться на организованную русскую диаспору, русский бизнес в Украине, Украинскую Православную Церковь (Московский патриархат), генетически связанную с Русской Православной церковью. Будущая лояльность Киева Москве напрямую зависит от сохранения и укрепления хозяйственных позиций в Украине русской диаспоры.
За последние шестьсот лет у народа Украины сформировался двойственный менталитет. И, соответственно, Украина имеет к себе два ключа: русский - Крым - и западный - Галичина. Именно эти два центра, как магические кристаллы средневековых алхимиков, обеспечивают современной Украине историческую перспективу сохранения себя на политической арене Европы как своеобразного государственного образования. Киев же, оставаясь за кадром, умело манипулирует ими. Возможно, властям РФ следует иметь дело с региональными элитами напрямую, минуя "столичного" посредника.
По нашему мнению, Москва глубоко ошибается, делая ставку на развитие и укрепление своих отношений с Киевом. Оптимистичные заявления двух президентов, как было уже не раз после очередной совместной встречи, оборачивались в ничто. Итог ясен - украинские власти гнут прежнюю линию: воровали, воруют, а значит, будут воровать и впредь. Не сырую нефть, так нефтепродукты, не нефтепродукты, так газ и так далее до бесконечности. Это уже данность, но вместе с тем едва ли следует размахивать дубинкой возможных экономических санкций. Надо не сажать Украину на "иглу": газовую, нефтяную или энергетическую, ибо денег Киев заплатит столько и тогда, когда сможет и/или захочет смочь, - а решать конкретные проблемы русской диаспоры в Украине.
Эта работа, по нашему мнению, может вестись в следующих направлениях:
А) Следует на какое-то время отказаться от порочной практики финансирования некогда массовых, а теперь существующих фактически только на бумаге русских партий и движений, делая ставку на финансирование конкретных программ-механизмов.
Б) Стоило бы оказать централизованную финансовую поддержку официально зарегистрированным в Украине печатным изданиям русской ориентации. При этом особое внимание надо уделить изданию русских учебников и школьных методических пособий.
В) Особое внимание надо уделить сфере образования в виде государственной поддержки форм обучения в средней школе, легитимной с украинской точки зрения, но русской по духу и содержанию. Ни в коем случае не следует упускать из виду того обстоятельства, что учебник, изданный в Киеве, более действенен в образовательной системе Украины, чем тот же, но изданный в Москве. Учебник украинского происхождения нельзя просто выбросить из образовательного процесса, в то время как появление книги российского происхождения может быть воспринято как личная инициатива конкретного учителя.
Г) Необходимо отладить линии подготовки и переподготовки - желательно на льготных финансовых условиях - будущих преподавателей русской словесности и истории - выходцев из Украины - в педагогических ВУЗах России с обязательным целевым направлением их обратно в Украину. Подобный опыт активно используется в США, где будущие выпускники университетов неамериканского происхождения могут подписать соглашение о своем дальнейшем трудоустройстве вне США в обмен на льготы по оплате своего обучения.
Д) Следует осуществлять новую политику в отношении русских политических партий и движений в Украине (организованной русской диаспоры) в следующем русле:
- направить деятельность организованной русской диаспоры на диффузию, проникновение в политическое, экономическое и государственное тело Украины без утраты собственной самоидентификации, а не на глухое противостояние и конфронтацию. Русский электорат в Украине, составляющий по разным оценкам 20-22% (!), и почти такое же количество сочувствующих русской идее могут стать реальной действующей силой на политической сцене Украины.
- разработать программу поддержки организованной украинской диаспоры в РФ и одновременно через МИД РФ запустить механизм государственного давления на оказание аналогичной государственной поддержки организованной русской диаспоры в Украине.
- эффективно использовать авторитет Русской Православной Церкви (в Украине - Украинской Православной Церкви Московского Патриархата) как объединяющей духовной основы разных ветвей русского народа;Е) Было бы уместно разработать программу приоритетной экономической политики в отношении пророссийских регионов Украины; при этом задачи организованной русской диаспоры всячески содействовать инфильтрации своих сторонников в местные и республиканские Советы и органы исполнительной государственной власти.
Ж) Разработать программу государственных инвестиций в Украину, рассматривая их через призму того, что преимущество должны получать проекты переоснащения предприятий пророссийских регионов Украины, предприятий других регионов, где речь идет о создании новых рабочих мест, или оживлении старых хозяйственных объектов там, где преобладает русская диаспора. Оценки показывают, что создание, к примеру, в Крыму 1000 новых рабочих мест обеспечивает на выборах всех уровней свыше 1% голосов (!) даже без учета кумулятивного эффекта, увеличивающего эту цифру в 1,5-1,8 раза.
Во внешнеполитической и хозяйственной сфере первые шаги России должны быть, по нашему мнению, следующими:
1. Следует перейти к адресным поставкам энергоресурсов для областей Украины, тесно увязывая условия договоров поставок со статусом русского языка и русской культуры, а также наличия русской диаспоры, там, где она есть, в органах местного самоуправления.
2. Следует всячески поощрять участие российских корпораций как государственных, так и частных, в приватизации транзитно-экспортной инфраструктуры Украины.
3. В рамках ужесточения контроля иммиграционной политики РФ следует ограничить экспорт рабочей силы из регионов Западной Украины.
4. Следует всячески укреплять отношения с Арменией и Грецией как возможными союзниками в деле противодействия турецкой экспансии в Крым посредством крымскотатарской диаспоры, рискующей со временем стать новой цитаделью ваххабизма.
Что мешает ?
Украина имеет по крайней мере два мощных фактора против сближения с Россией. Во-первых, это галицийский сепаратизм: семь западноукраинских областей готовы поднять флаг регионального сепаратизма. Во-вторых, это крымскотатарский национальный сепаратизм - о нем уже говорилось выше. Не следует забывать также и об атлантическом факторе. Вступление Украины в Black Sea Force обеспечивает по условиям организации прямую дорогу НАТО в Крым при возникновении межэтнических столкновений. В этом случае официальный Киев наверняка разорвет соглашение аренды и флот РФ будет изгнан из Севастополя как "дестабилизирующий" фактор. Международная стоимость аренды военно-морской базы такого класса составляет порядка 0.6-1.0 млрд долларов США в год, что вполне достаточно для погашения разного рода долгов и появления дополнительной статьи дохода украинского бюджета.
Но самый важный фактор, играющий против сближения Украины с России, кроется в самой России. Политика России на протяжение девяностых годов не только сделала все возможное для ослабления русского движения на Украине, но и взрастила в своих околоправительственных кругах проукраинскую пятую колонну, лоббирующую интересы Киева в ущерб интересам РФ. Растущий изоляционизм среди русской диаспоры может привести к тому, что в случае продолжения Москвой прежней политики через 10-20 лет она получит русский этнос, который будет ее попросту ненавидеть. И если процесс роста изоляционистских настроений выйдет из-под контроля организованной русской диаспоры, то это будет означать крах исторической перспективы России, крах наших надежд, наших помыслов и плодов труда.
*Статьи, размещаемые в рубрике "Мир о нас", перепечатываются из других источников без купюр и изменений. Корреспондент.net не всегда разделяет точку зрения автора данных публикаций.